Саудовская Аравия намерена прекратить практику субсидирования внутренних цен на топливо с 2018 года, сообщает Bloomberg. В результате стоимость 91-го бензина вырастет с нынешних 20 центов за литр до 36 центов (1,35 рияла), то есть примерно на 80%.
Источники агентства в Эр-Рияде, знакомые с планами правительства, говорят, что за счет смены экономической политики саудовские власти надеются отказаться от попыток поднять цены на нефть, сокращая добычу и теряя долю рынка в пользу поставщиков, не входящих в ОПЕК.
Это также позволит резко сократить расходы королевства, бюджет которого на 90% наполняется за счет нефтяных налогов и в прошлом году был сведен с дефицитом в 15% ВВП. Три четверти этой дыры, по данным МВФ, обеспечивает поддержка низких цен на бензин. При этом, по данным Aljazeera, объем валютных резервов за три года упал в 1,5 раза - с 737 млрд долларов в августе 2014-го до 487 млрд в июле 2017 года.
Экономический разворот саудитов приведет к тому, что бюджет сможет выдерживать более низкие цены на нефть, заявил агентству аналитик Qamar Energy Робин Миллс. Результатом этого может стать новая ценовая война на рынке добычи углеводородов.
Чтобы возобновить "удушение" сланцевых производителей в США, саудитам нужно опустить цены до 30-35 долларов за баррель - таков в среднем порог себестоимости у американского сланца, подсчитали аналитики Rystad Energy. При ценах выше 50 долларов, по их оценке, добыча в США будет расти на 1 млн баррелей в сутки ежегодно вплоть до 2020 года, покрывая две трети всего нового спроса на нефть в мире (в среднем 1,5 млн баррелей в сутки).
Если же Саудовская Аравия будет придерживаться нефтяного пакта, ограничивая производство в рамках сделки с другими членами ОПЕК и Россией, то уже в 2018 году США будут добывать больше нефти, чем саудиты, - 10,05 млн баррелей в сутки, прогнозирует американское Минэнерго. В таком случае США или резко сократят импорт нефти, или увеличат ее экспорт, следует из среднесрочного прогноза ведомства.
"Роснефть" станет убыточной при нефти дешевле 35 долларов
Для России критической ценой нефти является отметка в 35 долларов за баррель. При котировках ниже этой отметки убыточной становится "Роснефть" - крупнейшая добывающая компания страны, на которую приходится половина всей российской добычи (5,1 млн баррелей в день).
Об этом, как напоминает Finanz.ru, глава "Роснефти" Игорь Сечин говорил экс-главе Минэкономразвития Алексею Улюкаеву в ноябре прошлого года в ходе встречи, с которой министр вышел с портфелем, в котором были деньги, и "корзинкой с колбасой" (Улюкаеву предъявили обвинение в вымогательстве взятки в размере 2 млн долларов, он вины не признает и обвиняет Сечина в провокации).
"35 - для нас нижний предел такой", - сообщил тогда глава "Роснефти", уточнив: это "нижний уровень цены" с учетом обслуживания кредитов, который позволяет компании находиться в плюсе по операционной доходности. По словам Сечина, проблема - в расходах на транспорт, а также в том, что у "Роснефти" "самая тяжелая" налоговая база по сравнению с компаниями-конкурентам.
Проблема "Роснефти" еще и в долгах, обслуживание которых съедает доходы. Их объем за 14 лет вырос в 35 раз и в 2017 году превысил 3,5 трлн рублей. Кроме того, госкомпания взяла целый ряд кредитов на Западе в 2012-2014 годах под залог еще не добытой нефти, а теперь "расплачивается", продавая каждый баррель дешевле рыночной цены.