В борьбе за местные рынки "Газпром" предъявил Евросоюзу ультиматум. Монополист "посоветовал" не блокировать его международные амбиции, предупредив, что он может направить поставки на другие рынки
Архив NEWSru.com
 
 
 
Пресс-секретарь "Газпрома" Сергей Куприянов вчера сказал FT: "Мы всего лишь хотим, чтобы европейские страны поняли, что у нас есть альтернативы в области продаж
Euronews
 
 
 
Иными словами, цены на энергетические товары будут фактически регулируемыми на основе взаимовыгодных договоренностей. Это прямо противоречит концепции развития энергетического рынка Европы
RTV International

В борьбе за местные рынки "Газпром" предъявил Евросоюзу ультиматум. Монополист "посоветовал" не блокировать его международные амбиции, предупредив, что он может направить поставки на другие рынки. "Газпром" располагает самыми крупными ресурсами углеводородов и способен надежно обеспечить растущий спрос на газ в Европе. Но нельзя забывать, что мы активно осваиваем новые рынки, такие как Северная Америка и Китай... конкурентная борьба за энергоносители усиливается", - говорится в пресс-релизе компании.

Предупреждению предшествовала статья в Financial Times о том, что правительство Великобритании рассмотрело изменение правил слияний, чтобы блокировать возможное поглощение "Газпромом" компании Centrica, крупнейшего в Британии поставщика газа. Миллер встретился с послами 25 стран ЕС во вторник в Москве, чтобы обсудить отношения "Газпрома" с Европой. На встрече он подчеркнул, что компания понимает свои обязательства как поставщика четверти европейского газа. "Но параллельно пригрозил перенаправить свои поставки на быстро развивающиеся рынки в других регионах мира, если его планы по расширению в Европе, где он хочет выйти на рынок низового распределения, будут блокировать", - пишет FT. (Полный текст на сайте InoPressa.Ru.)

Пресс-секретарь "Газпрома" Сергей Куприянов вчера сказал FT: "Мы всего лишь хотим, чтобы европейские страны поняли, что у нас есть альтернативы в области продаж. Есть быстро растущий китайский рынок и рынок сжиженного газа в США. Если Европейскому союзу нужен наш газ, он должен учитывать и наши интересы".

Алан Джонсон, британский министр торговли и промышленности, был проинформирован о том, какие требуются изменения, чтобы министерство получило право вето на поглощение. Либеральные демократы заявили, что угрозы "Газпрома" укрепили их подозрения по поводу готовности Джонсона защитить британские коммунальные предприятия от российского поглощения, в то время как он убеждает Европу и США отказаться от протекционизма.

"Коммерсант" подчеркивает, что у ультиматума "Газпрома" есть и еще один крайне важный аспект - помимо развития бизнеса в Европе. Москва столкнулась с жестким сопротивлением Европы своим планам выхода на европейские рынки газораспределения. Но именно эти планы, с точки зрения Кремля, являются гарантией предлагаемой Европе сделки по обеспечению энергетической безопасности. Если Европа проявит твердость, концепция энергобезопасности в московском варианте потерпит крах и результаты июльского саммита не будут иметь того стратегического значения, на которое рассчитывают в Кремле. Именно поэтому сейчас монополия выступает с жесткими определениями.

Выдвинутая президентом Путиным концепция России как "энергетической сверхдержавы", обозначающая ее место в мире в обозримой перспективе, опирается на другую излюбленную идею Кремля -доктрину энергетической безопасности. Последняя подразумевает, что между потребителями энергоресурсов, прежде всего ЕС и США, с одной стороны, и Россией, с другой, должно быть заключено политическое соглашение, дополненное долгосрочными коммерческими контрактами на поставки энергоресурсов. Такие соглашения застрахуют потребителя и поставщика от ценовых скачков и обеспечат для России относительно длительный период гарантированно высоких доходов от продажи нефти и газа.

Иными словами, цены на энергетические товары будут фактически регулируемыми на основе взаимовыгодных договоренностей. Это прямо противоречит концепции развития энергетического рынка Европы, основанной на идее диверсификации поставок и либерализации рынков, подчеркивает "Коммерсант". И политически Кремль проиграл в неявной полемике с Европой по этому вопросу еще в январе, когда устроил "газовую войну" с Украиной. В Европе эпизод был воспринят не как новое подтверждение необходимости договариваться с Кремлем, а наоборот, как проявление "российской угрозы".