Российские банки предлагают внести поправки в законы, которые позволят на срок до 30 рабочих дней блокировать карты при подозрении в зачислении на них мошеннически списанных средств
Moscow-Live.ru / Михаил Тихонов
 
 
 
Как пояснил вице-президент АБР Алексей Войлуков, сейчас замораживать деньги возможно только в момент списания из банка отправителя, но чаще всего клиент узнает о хищении, когда средства уже списаны с его счета
Ассоциация банков России

Российские банки предлагают внести поправки в законы, которые позволят на срок до 30 рабочих дней блокировать карты при подозрении в зачислении на них мошеннически списанных средств. По мнению авторов идеи, эти изменения затруднят вывод средств по "купленным" банковским картам и будут играть роль обеспечительной меры для судебных и следственных органов, пишет "Коммерсант".

Ассоциация банков России (АБР) планирует обсудить поправки к закону "О национальной платежной системе" и антиотмывочному закону 27 августа на заседании комитета по информбезопасности. Как пояснил вице-президент АБР Алексей Войлуков, сейчас замораживать деньги возможно только в момент списания из банка отправителя, но чаще всего клиент узнает о хищении, когда средства уже списаны с его счета.

"И даже если лишившийся денег клиент быстро среагирует и сообщит в банк о хищении, то юридических оснований для возврата средств у банка-отправителя уже нет", - отметил Войлуков. В то же время, по его словам, существует временной промежуток между зачислением средств и снятием их в банкомате, и именно это время будет у банка-получателя на то, чтобы временно заблокировать полученные мошенническим путем средства.

К закону о национальной платежной системе предлагается внести поправки, позволяющие банку получателя без согласия клиента-плательщика приостановить использование получателем электронного средства платежа до подтверждения легитимности транзакции. Если отправитель денег обратился в полицию и получил там талон-уведомление, то блокировка может действовать 30 рабочих дней. На тот же срок можно будет блокировать сомнительную операцию в обеспечительных целях и по антиотмывочному закону. Если отправитель средств не предпримет таких действий, то карта получателя денег будет разморожена через два дня.

Как рассказали члены комитета по информбезопасности АБР, идею поправок предложил управляющий директор департамента кибербезопасности Сбербанка Сергей Велигодский. По словам директора FBK CyberSecurity Александра Черненко, за эту инициативу банки проголосовали почти единогласно. Он добавил, что исходно шла речь о блокировке банком суммы спорной транзакции, однако на встрече 27 августа будут обсуждать идею блокировки карты в целом.

У ЦБ "сдержанная" позиция

Эксперты по информбезопасности отмечают, что срок блокировки 30 рабочих дней выглядит недостаточно обоснованным: деньги будут удерживаться более месяца, однако что должно произойти за это время и почему предлагается прописать именно такой срок, не ясно. Поэтому предложенные банками сроки необходимо сопоставить с реальным временем расследования подобных преступлений.

Юристы, в свою очередь, отмечают, что расследование уголовного дела может и не завершиться в отведенный срок, и наряду с предложенными мерами необходимо предусмотреть документ, продлевающий блокировку, а также указать, куда он должен быть представлен. Кроме того, нельзя исключать риски злоупотребления правом, когда плательщик отправляет средства и после обращается в полицию или же банк без оснований задерживает средства. Поэтому необходимо предусмотреть в том числе и четкую ответственность для злоупотребившего правом.

В Банке России, представители которого приглашены на заседание комитета для обсуждения поправок, ситуацию не прокомментировали. По словам экспертов, на июльской встрече идею поправок представители ЦБ восприняли "весьма сдержанно".

Чем грозит блокировка счетов

В апреле 2019 года владельцы и топ-менеджеры компаний малого и среднего бизнеса заявили, что столкнулись в 2018 году с блокировкой счетов, при этом по вине самих предпринимателей происходит чуть больше половины (51%) всех блокировок. По вине контролирующих органов произошло 16% блокировок. В 14% случаев банки блокировали счета без объяснения причин, в 10% - из-за подозрения в отмывании средств. В марте о блокировках счетов в банках заявили и россияне, перешедшие в статус самозанятых.

Блокировки ставят под угрозу доступ к деньгам на счетах и в большинстве случаев приводят к гибели бизнеса. При этом закон не предусматривает ответственности для банков за неправомерные блокировки, и взыскать компенсацию за убытки практически невозможно. А сами банки зачастую злоупотребляют полномочиями, блокируя средства по формальным признакам.

После отказа в проведении операций или открытии счета юрлица попадают в так называемый черный список ЦБ, из которого его можно исключить только через процедуру реабилитации. Однако, согласно данным Росфинмониторинга, в 63% случаев блокировка средств признается законной. Ситуацию не спасают и попытки расторгнуть договор обслуживания и перевести деньги в другой банк: чтобы помешать переводу средств, банки устанавливают повышенную комиссию в среднем от 10-20% от суммы перевода.

В итоге предприниматели теряют доверие к банковской системе и переходят на расчеты наличными, а средний и крупный бизнес начинает активно применять альтернативные системы клиринга: за год доля компаний, перешедших на наличный расчет, выросла в четыре раза, до 8%. Чтобы изменить ситуацию, Минфин по поручению президента подготовил законопроект, ограничивающий блокировку средств без веских причин.

В апреле же в интернете оказались данные примерно 120 тысяч граждан и компаний-клиентов банков, включенных в черный список ЦБ по антиотмывочному законодательству - первый случай появления в открытом доступе информации, которая связана с Банком России.