Последствия войны могут быть весьма болезненными для России, считает Илларионов
Архив NEWSru.com
 
 
 
Он отметил, что в ходе военных действий могут быть разрушены или повреждены нефтяные поля в Ираке, а также, возможно, в соседних странах
Архив NEWSru.com
 
 
 
Это приведет к тому, что поставки нефти из этого региона на мировой рынок будут сорваны
Архив NEWSru.com

Международные инвесторы пока затрудняются определить цену войны для мировой экономики из-за неясных сроков военной кампании.

Слова американского президента Джорджа Буша, что война в Ираке будет "дольше и сложнее, чем это предсказывалось ранее", добавили непредсказуемости в конъюнктуру мировых рынков.

В то же время российская экономика пока не испытывает проблем, вызванных началом военной операции в Ираке, и, по прогнозам экономистов, многое будет зависеть от продолжительности военных действий, которые будут влиять на динамику цен на нефть и темпы роста мировой экономики.

Илларинов говорит, что последствия будут болезненными

Для России эти последствия могут оказаться довольно болезненными, считает экономический советник российского президента Андрей Илларионов.

"В краткосрочной перспективе - три-шесть месяцев с начала войны в Ираке - ее последствия будут, скорее всего, незначительными, однако затем ситуация может измениться", - отмечает Илларионов. Затем, в среднесрочной перспективе "последствия могут быть весьма неприятными".

Он отметил, что в ходе военных действий могут быть разрушены или повреждены нефтяные поля в Ираке, а также, возможно, в соседних странах. Это приведет к тому, что поставки нефти из этого региона на мировой рынок будут сорваны. Он считает, что необходимо учитывать и фактор политической ситуации в странах региона. Илларионов убежден, что военные действия коалиции могут привести к дестабилизации политической ситуации и смене правящих режимов в ряде стран региона, которые являются крупнейшими поставщиками нефти на мировой рынок.

"Подобные события, если они произойдут в странах данного региона, могут привести к резкому падению добычи нефти на срок до 20 лет", - утверждает экономист.

Таким образом, как считает Илларионов, в среднесрочной перспективе мировые цены на нефть могут установиться на высоком уровне. А по его мнению, которое он неоднократно высказывал, для российской экономики это очень плохо, так как руководство страны будет пользоваться благоприятными ценами, а экономику развивать не будет. Стимулом для развития перерабатывающих секторов экономики е будет.

Помимо этого, как отмечает РБК, разгром Ирака в войне против США, в котором мало кто сомневается, чреват для России серьезными негативными последствиями. В первую очередь Россия пострадает от снижения цен на нефть и не сможет продавать в Ирак свои товары гражданского назначения. Окончательно пойдут прахом надежды получить долг Ирака СССР на сумму 8 млрд долларов. Вдобавок к этому, Россия потеряет остатки своего влияния на международную ситуацию из-за резкого ослабления роли ООН.

Впрочем, "в долгосрочной перспективе и если нефтяные ресурсы Ирака окажутся на свободном рынке, поставки нефти на мировой рынок будут увеличиваться и цены пойдут вниз", сказал советник в интервью "Интерфаксу". Для российской экономики, по его мнению, это будет носить позитивный характер.

В целом же, считает экономический советник президента, очень многое будет зависеть от того, насколько длительными и активными будут военные действия, каким будет объем нанесенного ущерба, каким будет охват территории военными действиями.

Минэкономразвития, Минфин и Центробанк считают, что никаких серьезных последствий не будет

Начавшиеся военные действия в Ираке не несут никаких серьезных последствий для экономики России, единогласно уверяют российские чиновники.

Как заявил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, финансовая система страны на текущий год сформирована таким образом, что "имеет иммунитет" к различного рода событиям в мировой политике и экономике. Прогноз всех макроэкономических показателей развития экономики России в текущем году будет выполнен, подчеркнул он.

Кудрин также отметил, что Минфин не изменяет прогноза курса национальной валюты. По его словам, и имевшиеся в России до начала военных действий прогнозы изменения цен на нефть пока не пересматриваются.

Глава Минфина допускает, что на время войны нефть может вырасти в цене и закрепиться на достаточно высоком уровне. Такое положение, по его мнению, сохранится до тех пор, "пока Соединенные Штаты не поставят под контроль нефтяные районы и добычу нефти". Это, по мнению чиновника, "потребует значительного времени"

В Минэкономразвития также полагают, что война не окажет серьезного влияния на российскую экономику.

Глава Минэкономразвития РФ Герман Греф отмечает, что война в Ираке не повлияет на развитие российской экономики в краткосрочном аспекте. "Россия будет спокойно экономически развиваться, каких-то специальных мер и действий на случай войны у нас нет", - заявил он. "Запас прочности у нас сегодня таков, что мы можем хеджировать те краткосрочные риски, которые могут возникнуть", - добавил министр.

Правда, как оговорился замминистра экономического развития и торговли РФ Аркадий Дворкович, многое будет зависеть от продолжительности военных действий, которые будут влиять на динамику цен на нефть и темпы роста мировой экономики.

Дворкович считает, что при сохранении высокого уровня цен на нефть в течение года инфляция в России может вырасти к концу года на 1% по сравнению с прогнозируемой, или же произойдет небольшое удорожание рубля. "Более вероятный сценарий - относительно быстрое завершение войны в Ираке", - отметил Дворкович. В этом случае, отметил он, во второй половине года цены на нефть чуть снизятся - до уровня в 25-25,5 долл. за баррель.

Дворкович подчеркнул, что высокие цены на нефть несут для российской экономики как положительные, так и отрицательные последствия. Среди положительных он выделил расширение инвестиционной активности, в первую очередь в экспортных отраслях экономики, а также увеличение доходов бюджета. Отрицательные стороны - дополнительная инфляционная нагрузка, с которой приходится бороться правительству и Центробанку.

Поддержав Дворковича, глава ЦБ России Сергей Игнатьев заявил, что валютные резервы страны позволяют не допустить значительного колебания курса рубля.