С понедельника на нефтяной бирже в Иране "черное золото" будет продаваться за европейскую валюту, а не за доллары. Это явно политическое решение грозит проблемами доллару - основной мировой и основной нефтяной валюте, в которой исчисляются все нефтяные контракты.
Французская исследовательская лаборатория Europe 2020 предсказывает, что неделя с 20 по 26 марта должна стать началом глобального экономического и политического кризиса, равного которому не было со времен падения "железного занавеса". По прогнозам аналитиков, эффект от работы иранской нефтяной биржи будет сопоставим с "черным понедельником" – обвалом, который произошел на американском фондовом рынке в 1929 году, а последствия окажутся сродни начавшейся вслед за этим Великой депрессии.
Впрочем, как отмечают "Новые известия", большинство экспертов более сдержанны. А в понедельник утром доллар и вовсе укрепляется против евро: 1,2174 доллара за евро против 1,2190 в пятницу. По мнению аналитиков, опрошенных Bloomberg, к вечеру понедельника курс может укрепиться до 1,21. Видимо, рынок посчитал, что падение курса на прошлой неделе было чересчур бодрым и не отвечало реалиям.
Апокалиптические прогнозы основаны на том, что Ирану удастся спровоцировать резкое перераспределение нефтяных контрактов в пользу евро. Многим потребителям нефти, в первую очередь европейским, гораздо удобнее и выгоднее будет заключать сделки на покупку сырья именно в евро. Это должно привести к значительному падению спроса на валюту США и (в теории) ее быстрой и неконтролируемой девальвации.
Впрочем, опрошенные "Новыми известиями" эксперты сходятся в том, что сиюминутных глобальных эффектов от запуска иранской биржи ждать все же не следует. "Сам по себе Иран контролирует не самую значительную долю мирового нефтяного рынка - всего лишь порядка 4%, - пояснила аналитик ИК "Финам" Ольга Беленькая. - Другое дело, что открытие биржи может оказать психологическое давление на другие страны-экспортеры. Если она действительно станет международной, то последствия могут стать серьезными". Эти опасения не вполне разделяет научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его мнению, вряд ли остальные участники рынка последуют иранскому примеру. В отличие от тегеранского режима американцы имеют на них гораздо больше рычагов политического влияния, которые и будут задействованы в случае реальной угрозы статус-кво США на мировом финансовом поле.
Частичный переход нефтяной торговли на евро может стать еще одним дополнительным фактором, который в перспективе – но не сразу, а через несколько лет – сыграет свою роль в возможном экономическом кризисе. Экономика США уже стоит перед целым комплексом проблем: дефицит торгового баланса не компенсируется притоком портфельных инвестиций, стремительно растет внешний и внутренний долг, уровень накоплений является отрицательным, а рынок недвижимости сильно перегрет.
Делягин, впрочем, считает, что американские кредиторы – главным образом Япония и Китай – сделают все от них зависящее, чтобы не допустить моментального краха доллара, поскольку пострадают от него не меньше, чем сама Америка. Делягин полагает, что в ближайшей перспективе "можно рассчитывать на умеренное ослабление американской валюты, но происходить это будет без катастроф и потрясений".