Лишь около 23,3 тыс. россиян - 3% от потенциального общего числа заемщиков-банкротов - обратились в суды с заявлением о банкротстве с 1 октября прошлого года, когда в силу вступил соответствующий закон
Фото NEWSru.com

Лишь около 23,3 тыс. россиян - 3% от потенциального общего числа заемщиков-банкротов - обратились в суды с заявлением о банкротстве с 1 октября прошлого года, когда в силу вступил соответствующий закон. Об этом, как передает ИА "Финмаркет", сообщила Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП).

По мнению экспертов, россияне не так активно пользуются институтом банкротства физлиц из-за высоких издержек по обращению в суды, а также недостаточного уровня осведомленности о положениях закона (по данным НАФИ, на декабрь 2015 года о законе знают 15% россиян, знакомы в общих чертах - 45%).

По данным Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (РССОАУ), которые также приводит агентство, пик возбуждения дел о банкротстве физлиц пришелся на первый день действия закона (448 дел). При этом 10,4 тыс. дел возбуждено по заявлениям кредиторов, остальные 56% - по заявлениям самих должников.

Почти 5,6 тыс. дел возбуждены по заявлениям банков. Лидерами по количеству заявлений являются "Сбербанк" (по его заявлениям возбуждено 2,3 тыс. дел), ВТБ24 (915 дел), банк "Траст" (443 дел), "Россельхозбанк" (302 дела) и Альфа-банк (276 дел).

РССОАУ также подсчитал, что процедуры банкротства граждан вводятся по 58% дел. Чаще всего проводятся процедуры реализации имущества заемщика либо реструктуризации долгов. Мировое соглашение заключается в редких случаях (по РССОАУ, лишь 0,1%).

Средний размер списанных по результатам дела о банкротстве долгов составляет 24 млн рублей. При этом общая сумма долгов в завершенных процедурах банкротства граждан оценивается в 7,425 млрд рублей. Средний размер погашения кредиторам, включенным в реестр требований кредиторов, составил всего 0,1% от суммы долга.

Средний срок процедуры банкротства граждан составляет 140 дней (в половине случаев он удваивается за счет неудачной процедуры реструктуризации долгов). Средние расходы на проведение процедуры банкротства оцениваются в 53,1 тыс. рублей.

Напомним, закон, благодаря которому банкротство стало доступно не только для компаний, но и для обычных граждан, вступил в силу 1 октября 2015 года. Заявление в суд может подать как сам должник, так и его кредитор.

Кредитор может начать процедуру банкротства в отношении должника, если тот имеет просроченную задолженность более 500 тыс. рублей сроком выше 90 дней. Должник может начать в отношении себя процедуру банкротства независимо от суммы задолженности, однако обязан начинать процедуру собственного банкротства в случае, если сумма долга превышает 500 тыс. рублей и он не платил по кредитам более трех месяцев.

В январе 2016 года Федеральная налоговая служба (ФНС) пригрозила начать штрафовать должников, не подавших иск в суд о собственном банкротстве.

Сами налоговые инспекции иски о банкротстве граждан начали подавать в декабре прошлого года. ФНС, ранее предсказывавшая до 200 тысяч банкротств физлиц в год, приступила к подаче исков не сразу после вступления в силу нового закона, так как налоговые инспекции ждали разъяснений от вышестоящего начальства.

К декабрю руководство налоговой службы выделило несколько типовых ситуаций, когда налоговый орган может инициировать процедуру банкротства гражданина. Например, это может произойти в случае, если у гражданина имеется несколько объектов недвижимого имущества и транспортных средств, однако он не исполняет обязанность по уплате налогов.

Кроме того, соответствующий иск может быть подан в случае наличия у должника имущества, за счет которого может быть полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам.

Недавно, отметим, "Сбербанк" и еще один крупный публичный банк, "Санкт-Петербург", скорректировали прогноз по кредитованию на 2016 год. Банки вряд ли смогут увеличить кредитование больше чем на 5%, следует из презентации "Сбербанка" к квартальной отчетности по МСФО. Хороших заемщиков нет, а плохим давать нельзя, пояснил финансовый директор крупнейшего банка России.