Между нефтяными компаниями и правительством возникают трения
Архив NTVRU.com
 
 
 
"ЮКОС" открыто выступает против сокращений добычи нефти
Архив NTVRU.com
 
 
 
"ЛУКойл" спокойно относится к сокращению добычи нефти
Архив NTVRU.com

Судя по заявлениям, делавшимся в последние недели, между нефтяными компаниями и правительством возникают трения, пишет Financial Times, материал которой публикует Инопресса. Последние события пролили свет на то, как взаимодействуют государство и бизнес.

Проблема кабинета министров в том, что министры никак не могут определиться с приоритетами. С одной стороны, необходимо продемонстрировать готовность сотрудничать с ОПЕК и сократить добычу нефти для стабилизации цен. С другой - не хочется портить отношения с нефтяными компаниями. В итоге Россия, не делая существенного вклада в повышение цен, пытается воспользоваться тем, что другие страны - производители нефти сократят добычу.

Между тем баланс труднодостижим, учитывая, что ряд ведущих нефтяных компаний (например, "ЮКОС" Ходорковского и "Сибнефть" Абрамовича) открыто выступают против сокращений. Они вложили значительные средства в новые инвестиционные программы, предполагающие повышение объемов производства, и не хотят, чтобы эти деньги пропали.

Нефтяники полагают, что проще выдержать несколько месяцев "ценовой войны", а потом ОПЕК уступит и сократит объемы производства в одностороннем порядке. Сейчас страны ОПЕК требуют сокращения от не входящих в организацию крупных экспортеров нефти, полагая, что только это удержит рынок от коллапса.

Конкуренты √ "ЛУКойл" и "Татнефть" - относятся к сокращению намного спокойнее: их инвестиционные планы более скромны, у них больше долгов. Сокращения не окажут серьезного негативного влияния на их бизнес, но помогут поддержать мировые цены на нефть. Для них ценовая война, которая тут же приведет к падению прибылей, была бы пагубна.

Пока все идет по плану правительства: Михаил Касьянов в ноябре заявил, что нефтяные компании объявят о "добровольных" сокращениях. Нефтяники вынуждены подчиниться нажиму: сейчас правительство имеет возможность ограничить экспорт и отбирать лицензии на производство, не говоря уже о применении косвенных мер - налоговых инспекций и других бюрократических рычагов. При Владимире Путине влияние крупного бизнеса на государства ослабевает, констатирует газета.

Между тем за рубежом не верят в достижение компромисса. ОПЕК до сих пор не может определиться с сокращением экспорта. Министр энергетики Алжира и президент ОПЕК Шакиб Хелиль до сих пор "не знает, какое решение будет принято на предстоящей 28 декабря чрезвычайной встрече министров". Как передает РИА "Новости", государства - крупные нефтепроизводители, в частности Россия, Мексика, Норвегия, Оман и Ангола, намерены в совокупности снизить свой нефтяной экспорт на 450 тыс. баррелей в день. Хелиль говорит, что не удовлетворен этой цифрой, так как "ОПЕК просила сократить квоты на 0,5 млн. баррелей, и сейчас картель поставлен в сложное положение". Он заявил: я "не уверен, будем ли мы сокращать свой нефтяной экспорт или нет - данное решение зависит от всех членов мирового картеля".

Кроме того, даже если на каирской встрече министры энергетики и нефти стран-членов ОПЕК примут решение о сокращении квот на нефть, неясен вопрос о сроках реализации этого решения. Возможно, оно будет осуществляться не ранее 1 февраля, добавил Хелиль.

Вчера в отсутствие решения картеля по поводу снижения экспорта цены на мировых биржах упали на 2,6%.