Арабские страны начали отдавать России долги, чтобы обезопаситься от американской агрессии
Yahoo!
 
 
 
На этих деньгах можно было бы поставить крест, если бы не 11 сентября 2001 года. Арабские страны в одночасье попали в список подозрительных стран, и уже им понадобился антиамериканский союзник. Королевство Саудовская Аравия первым решило, что таким союзни
Yahoo!
 
 
 
В сентябре 2003 года наследный принц Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдель Азиз Аль Сауд посетил Москву и подписал межправительственное соглашение о сотрудничестве в области нефти и газа
НТВ

Арабские страны начали отдавать России долги, чтобы обезопаситься от американской агрессии.

За последние 15 лет связи России с арабскими странами заметно ослабли, бывшие компаньоны прекрасно научились обходиться без северного товарища. Но сейчас наметился ренессанс российско-арабских экономических отношений. Парадокс: чем ближе к войне, тем крепче дружба.

От СССР арабы получали кредиты, оружие, товары, специалистов и технологии, а отдавали только дружбу. В ином Советский Союз и не нуждался, ему нужны были союзники, чтобы противостоять Соединённым Штатам, Израилю и Западной Европе.

Когда холодная война закончилась, а надобность в "дружбе против" отпала, за арабскими странами остался очень значительный долг, пишет газета "Версия".

К примеру, Сирия после краха СССР осталась должна России почти 15 млрд, Ирак - 8 млрд, Ливия - 3 млрд, Алжир - 4 млрд.

На этих деньгах можно было бы поставить крест, если бы не 11 сентября 2001 года. Арабские страны в одночасье попали в список подозрительных стран, и уже им понадобился антиамериканский союзник. Королевство Саудовская Аравия первым решило, что таким союзником может стать Россия.

На брифинге в Пентагоне Саудовская Аравия была названа "врагом" Америки. После этого саудиты попытались вывести свои деньги из американской экономики, но сделать этого им не дали. Тем не менее Саудовская Аравия ежегодно получает от добычи нефти 100 млрд долларов. В Америку эти деньги саудовцы вкладывать уже не хотят.

Арабские деньги со славянской внешностью

В сентябре 2003 года наследный принц Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдель Азиз Аль Сауд посетил Москву и подписал межправительственное соглашение о сотрудничестве в области нефти и газа. По замыслу Эр-Рияда, новые доходы должны были работать в саудовской экономике, но не как саудовские, а как российские. Подразумевалось, что экономические интересы на Аравийском полуострове недавней сверхдержавы, всё ещё сохраняющей ядерный статус, станут некоей гарантией безопасности.

Уже в начале 2004 года "Лукойл" выиграл тендер на разведку и разработку газоконденсатного месторождения в северной части пустыни Руб-эль-Хали. Было создано СП Luksar (80% акций российские, 20% - саудовские). Примечательно, что большую часть российской доли (общая сумма контракта 1,8 млрд доларов) ссудил "Лукойлу" банк Эр-Рияда под символический 1% годовых.

Политика под экономической маской

В Москве эту политико-экономическую схему оценили. При Торгово-промышленной палате РФ был создан Российско-арабский деловой совет (РАДС), в задачи которого входит развитие финансово-экономических отношений с арабским миром.

Надо отметить, что РАДС не просто ширма, он действительно способствует продуктивным контактам арабских и российских промышленников. За право пользоваться его каналами отечественные бизнесмены готовы выкладывать 25 тысяч долларов вступительного взноса, а к его помощи прибегают не только зубры отечественной экономики, но и средний бизнес.

Однако, когда дело доходит до вещей серьёзных, во главе делегации совета встаёт самый авторитетный в арабском мире россиянин — глава ТПП Евгений Максимович Примаков. Он встречается уже не с бизнесменами, а с президентами арабских государств и решает не только деловые вопросы, но и политические. Именно так и произошло в первой декаде февраля, когда РАДС отправился проводить своё заседание в Бейрут.

Главной целью Евгения Примакова, однако, был не только Ливан. Пробыв в Бейруте полтора дня и успев встретиться с погибшим 14 февраля экс-премьером Рафиком Харири, Евгений Максимович в сопровождении самых разных бизнесменов перебрался в Дамаск.

Нефтяные вышки в роли военных баз

В январе 2005 года на встрече президента Сирии Башара Асада с Владимиром Путиным последний дал добро на списание почти 10 млрд долларов из более чем 13-миллиардного сирийского долга.

Из оставшихся 3,6 млрд 1,5 млрд будут в течение 10 лет выплачиваться равными траншами раз в полгода. Ещё 2,1 млрд будут в ближайшее время перечислены на российские счета.

Именно с этой частью долга всё очень непросто. Эти деньги конвертированы в сирийскую валюту и должны использоваться российской стороной только для инвестиций в сирийскую экономику.

Госдеп США сразу сориентировался в сути договорённостей, заявив, что не одобряет списание долга, который можно было использовать как фактор давления на Сирию. Американская нервозность стала понятной, когда выяснилось, о каких инвестициях договорились в действительности.

В Дамаске Примаков поставил точку в переговорах, по которым компания "Татнефть" получила контракт на геологическое изучение и последующую разработку так называемого блока № 27 (2 участка общей площадью около 2 тыс. кв. км), расположенного на юго-востоке Сирии у границы с Ираком. Помимо этого Примаков договорился непосредственно с Башаром Асадом, что россияне получат контракт на строительство завода фосфатных удобрений в Пальмире и завода азотных удобрений в Дейр-эз-Зор и там же построят нефтеперерабатывающий завод. Сумма этих контрактов превышает 2 млрд долларов.

Для Сирии появление российского бизнеса как нельзя кстати. Она стоит одной из первых в очереди на проведение антитеррористической операции вооружёнными силами США. Теперь янки должны решиться бомбить не только арабов, а ещё и российских геологов.

Из Сирии Евгений Примаков отправился к другой потенциальной жертве США — в Иран. Сразу же по завершении его визита появилось сообщение, что и в Иране для россиян найдётся место под солнцем. Там подписано подписано соглашение о создании нефтяного российско-иранского СП с участием Mostazafan & Janbazan Foundation (Фонд обездоленных и ветеранов войны Ирана). По всей видимости, это будет не единственное СП.

Россия расставляет теперь свои нефтяные вышки по миру, как когда-то военные базы. Противники США надеются, что это им поможет, для России такие надежды выгодны. Свой нефтяной поход мы оплачиваем либо чужими деньгами, либо деньгами, казалось бы, потерянными навсегда. Нам удалось продать абсолютно эфемерную вещь: репутацию уже не существующего государства - СССР.