Правительство должно в экстренном порядке разрешить кризис доверия между властью и бизнесом, заявил председатель Счетной палаты Сергей Степашин. Если этого не сделать, то в 2008 году может произойти передел собственности. По мнению Степашина, главная беда современной экономики России в том, что никто точно не знает, что кому принадлежит.
Выступая на экономической конференции в Москве, Степашин напомнил, что нынешнее противостояние между властью и бизнесом уходит корнями в далекие 90-е годы, когда только начиналась приватизация крупнейших предприятий страны. Тогда же, считает он, возникли большие "завалы", в результате чего до сих пор непонятно, кто чем владеет, пишет газета "Новые известия".
Эта неразбериха, по мнению Степашина, привела к тому, что экономика страны оказалась недооценена: "Отсутствует элементарная оценка и описание приватизированных объектов, что привело к массовой декапитализации рынка, то есть масштабному обесценению национальных богатств".
В качестве решения этой проблемы Степашин предлагает посчитать всю российскую собственность заново, "чтобы вернуть России ее истинную экономическую мощь, ее законное место в международных отношениях, следует провести рекапитализацию".
Глава Счетной палаты редлагает провести переоценку всех существующих активов, которая могла бы увеличить показатели капитализации рынка. По его мнению, таким образом можно увеличить уровень капитализации за 7-8 лет до 5-6 трлн долларов. Сейчас суммарная капитализация компаний, бумаги которых обращаются на классическом рынке акций РТС, по данным биржи, составляет 630 млрд долларов.
После проведения рекапитализации, по замыслу Степашина, бизнес сможет получить достаточные государственные гарантии легитимности итогов приватизации, что позволит реализовать "спящие" активы.
Если этого не сделать, то в 2008 году произойдет передел собственности, потому что в массовом сознании, по мнению Степашина, утвердилась мысль, что проведенная ранее приватизация стала "массовым ограблением", а, значит, всегда можно ожидать нового более "справедливого" передела. Подобный стереотип свойственен и для бизнеса, который до сих пор в страхе перед возможной реприватизацией.
Власть, в свою очередь, с удвоенным интересом следит за бизнесом, подозревая его в желании продать активы иностранцам. "Если все три стороны так и не придут к соглашению, то в 2008 году Россию сотрясет новый передел собственности", – предрекает глава Счетной палаты.
В качестве примера того, чем могут завершиться подобные неурегулированные отношения, Степашин привел "оранжевую" революцию: "Киевский майдан показал, какими могут быть примеры неконструктивного развития отношений между бизнесом и властью".