ЕК направила "Газпрому" официальные претензии: устанавливал несправедливые цены на газ
Moscow-Live.ru
 
 
 
Фактически это означает, что получив официальное уведомление о претензиях (statement of objections) по делу о злоупотреблении доминирующим положением на газовых рынках Восточной Европы
Архив NEWSru.com
 
 
 
Антимонопольное расследование Еврокомиссии против "Газпрома" было объявлено в сентябре 2012 года. Этому предшествовал, по выражению Financial Times, "крупнейший в истории Европы антимонопольный рейд"
Global Look Press

Еврокомиссия направила "Газпрому" официальный список претензий в завершение антимонопольного расследования, запущенного в 2012 году. ЕК обвиняет российский концерн в монопольных злоупотреблениях на рынках Центральной и Восточной Европы. Об этом, как передает ТАСС, заявила на специально созванной пресс-конференции еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер.

"Газпром" ожидаемо выразил протест против этого решения.

"Предъявленные Европейской комиссией претензии "Газпром" считает необоснованными... "Газпром" строго придерживается соблюдения всех норм международного права и законодательства в странах, где группа осуществляет свою деятельность. Работа "Газпрома" на рынке ЕС, в том числе применяемые принципы ценообразования на газ, соответствует стандартам, которые используют другие производители и экспортеры газа.

Мы рассчитываем на то, что в рамках расследования будут надлежащим образом соблюдены наши права и законные интересы, вытекающие как из права ЕС, так и международного права", - говорится в заявлении, опубликованном на сайте концерна.

Акции "Газпрома" лидируют в снижении среди "голубых фишек" на новостях от Еврокомиссии. На Московской бирже акции концерна на 2,7% - до 151,15 рубля, остальные "фишки" на бирже подешевели в пределах 2,6%, а индекс ММВБ откатился до 1868,8 пункта (-1,4%).

Заявление по поводу конфликта сделал и глава МИД Сергей Лавров. Попытки Еврокомиссии распространить положение третьего энергопакета на старые газовые контракты с "Газпромом" неприемлемы, считает он

"Те контракты, которые сейчас действуют, которые были заключены "Газпромом" со своими партнерами, были заключены в полном соответствии с тем правовым режимом, который на тот момент действовал в Евросоюзе", - сказал он в интервью трем радиостанциям, которое цитирует "Интерфакс".

"Когда они в Евросоюзе приняли третий энергопакет, требующий дробить производство, транзит, потребление и распределение потребителям, были попытки, и они продолжаются, задним числом, ретроспективно эти требования распространить и на старые контракты. Это абсолютно неприемлемо хотя бы потому, что есть у нас соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом от 1999 года, которое никто не отменял, где написано, что стороны обязуются не предпринимать действий, которые приведут к ухудшению условий ведения бизнеса, а с целым рядом стран - членов Евросоюза у нас есть двусторонние договоры о защите инвестиций, где тоже запрещено ухудшать условия ведения бизнеса", - пояснил российский министр.

Лавров заверил, что в сложившейся ситуации у российской стороны есть достаточно аргументов, чтобы отстаивать свою позицию.

Согласно решению, согласованному всеми руководителям Евросоюза, "Газпром" обвиняется в препятствовании свободной конкуренции в регионе и завышении цен для своих восточноевропейских потребителей. Это восемь стран ЕС: Эстония, Венгрия, Болгария, Чехия, Латвия, Литва, Польша и Словакия.

"Мы обнаружили, что "Газпром" мог создавать искусственные препятствия для свободного газового потока через определенные центральноевропейские страны, что создавало препоны для свободной конкуренции, - заявила Вестагер. - Поведение "Газпрома" в странах Восточной и Центральной Европы, где эта компания практически полностью контролировала газовый рынок, приравнивается к злоупотреблению своей доминирующей позицией".

В соответствии с процедурой у "Газпрома" есть 12 недель на ответ.

Фактически это означает, что получив официальное уведомление о претензиях (statement of objections) по делу о злоупотреблении доминирующим положением на газовых рынках Восточной Европы, "Газпром" после двух с половиной лет расследования перейдет из "подозреваемого" в статус "обвиняемого".

Как пишет РБК, для Европы, на четверть зависимой от российского газа, это следующий шаг в масштабной программе либерализации и объединения национальных газовых рынков - вслед за тремя Энергетическими пакетами (1998, 2003, 2009) и проектом Энергетического союза, запущенным в феврале 2015-го.

Между тем правительство Украины также обратилось к Антимонопольному комитету с просьбой начать расследование в отношении российской компании, сообщает "Интерфакс".

По словам премьер-министра Украины Арсения Яценюка, российский газовый концерн "действует на дискриминационных, фактически на неконкурентных условиях и наносит ущерб украинской экономике". Яценюк также сообщил, что Киев намерен обратиться к Евросоюзу для проведения совместного расследования по делу "Газпрома".

Антимонопольное расследование Еврокомиссии против "Газпрома" было объявлено в сентябре 2012 года. Этому предшествовал, по выражению Financial Times, "крупнейший в истории Европы антимонопольный рейд": 27 сентября 2011 года следователи Еврокомиссии провели внезапные синхронные инспекции с выемкой документов в офисах дочерних компаний и контрагентов "Газпрома" в 10 странах - от Болгарии до Эстонии.

"Надеюсь, что в Европе за контракты с "Газпромом" пока еще никого не арестовали, в тюрьму не посадили?" - спрашивал Владимир Путин у руководителя "Газпрома" Алексея Миллера через несколько дней после обысков Еврокомиссии. "Нет, Владимир Владимирович, пока еще никого не арестовали", - ответил Миллер. "Слава тебе, господи", - сказал Путин.

Какие европейские правила нарушил "Газпром"

В сентябре 2012 года Еврокомиссия выделила три области, в которых "Газпром" может нарушать общеевропейские правила конкуренции.

Суть претензий Еврокомиссии, во-первых, сводится к тому, что контракты "Газпрома" запрещают европейским импортерам газа перепродавать его третьей стороне. Между тем в последние годы импортеры зачастую не выбирали минимальные контрактные объемы (из-за снижения общего спроса на газ в условиях медленного роста европейской экономики) и вынуждены были либо платить неустойку по принципу take-or-pay, либо запасать лишний газ в подземных хранилищах. Вместо этого газовым оператором было бы выгодно перепродавать "лишний" газ на соседние рынки, где этот газ нужнее, но без согласия "Газпрома" это делать было нельзя.

Во-вторых, Еврокомиссия подозревает, что "Газпром" использует дифференцированные ценовые условия для разных стран как инструмент принуждения европейских правительств к принятию выгодных для "Газпрома" или российского государства экономических и политических решений. Например, страны, которые соглашались сотрудничать с "Газпромом" по проекту газопровода "Южный поток" до того, как в декабре 2014 года Россия отказалась от проекта, получали выгодные скидки на газ.

И наконец, ключевым пунктом в расследовании Еврокомиссии является привязка цен на газ в долгосрочных контрактах "Газпрома" к ценам на нефтепродукты - фундаментальный принцип газового ценообразования, действующий с 1970-х годов. В 2011-2013 годах цена международного нефтяного эталона Brent превышала 100 долларов за баррель, что оборачивалось высокими ценами на газ для европейских клиентов "Газпрома", многие из них несли убытки.

Чем претензии ЕК грозят "Газпрому"

Претензии Еврокомиссии не означают, что российская корпорация пойдет прямым путем к уплате многомиллиардного штрафа. Для начала в течение 10 недель компания должна будет подать официальный ответ на обвинения. Еврокомиссия не вправе принимать решений, не выслушав все стороны спора. В дальнейшем либо расследование продолжается дальше, либо компания соглашается на принятие обязательств по устранению антиконкурентных практик (commitment decision).

По данным аналитического центра Bruegel, с 2004 года в 18 случаях из 24 (то есть 75%) для компаний, проходящих по статье 102 Договора о функционировании ЕС (как и "Газпром"), расследование завершалось именно таким урегулированием - до штрафа не доходило.

Как прописано в антимонопольном законодательстве ЕС, "решение по обязательствам" означает, что Еврокомиссия отказывается от любых дальнейших действий по этому делу. Расследование может быть возобновлено лишь в трех случаях: если компания нарушает взятые обязательства, если изменяются факты, на которых было основано решение, наконец, если эти факты были неполными или неверными. Следовательно, либо дело после повторного следствия будет окончательно закрыто, либо речь уже пойдет о назначении штрафа.

По законам ЕС, если речь идет о правонарушении головной компании, штраф составит до 10% ее годового оборота. Эксперты в своих оценках пени для "Газпрома" исходят из того, в каких странах Восточной Европы Еврокомиссия признает действия концерна незаконными.

Аналитики Sberbank CIB предполагают, что сумма штрафов будет привязана к годовой выручке в восьми странах ЕС, по которым идет расследование, и может превысить 1 млрд долларов "или даже приблизиться к 2 млрд". Эксперты "ВТБ Капитала" считают, что речь идет о деятельности "Газпрома" в Центральной и Восточной Европе за 2009-2011 годы. Окончательную сумму штрафа они прогнозируют в 3,8 млрд долларов.

По закону у "Газпрома" будет максимум пять лет между финальным решением Еврокомиссии о назначении штрафа и необходимостью это решение выполнить (то есть уплатить штраф). За этот срок российская компания может подать апелляцию на решение в Европейский суд правосудия. Как высшая судебная инстанция ЕС, он может отказать Брюсселю в требовании уплаты штрафа.

Как полагает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин, "Газпром", скорее всего, не оштрафуют, ему дадут время на исправление недостатков своей работы с точки зрения ЕС. В рамках антимонопольных расследований ЕС по газовым вопросам за всю историю таких процедур компании были оштрафованы лишь один раз - Ruhrgas и GDF за картельный сговор на рынке, в 2009 году, на 550 млн евро каждая.

"Газпром" как политическое и экономическое оружие Путина

Брюссель сегодня обвинил "Газпром" в монополизме, но со страхом ждет, как Миллер и Путин будут "отстреливаться", пишет в своем обзоре западных СМИ Inopressa.ru. Соединяя бизнес с продвижением российских интересов по всему миру, глава "Газпрома" Алексей Миллер ищет ворота в Европу в обход "ставшей врагом" Украины. Греция и Турция пытаются извлечь из этого собственную выгоду, зная, что Москва готова дорого платить за свои политические амбиции.

Сегодня "Газпром" оказался на "скамье подсудимых": Брюссель обвинил его в злоупотреблении своим весомым положением на газовом рынке, сообщает The Financial Times.

"Заявление о возражениях", где утверждалось, что "Газпром" завышает цены для покупателей, пользуясь своей жесткой властью над поставками газа в Восточную Европу, было подготовлено еще прошлым летом, но тогдашний глава Еврокомиссии Баррозу испугался еще больше испортить отношения с Москвой в момент, когда крепли надежды на "дипломатическую оттепель".

"Пришлось решать, сколько пуль заряжать в револьвер одновременно, - заметил неназванный высокопоставленный чиновник. - Приоритетом было заключение соглашения, гарантии, что с газоснабжением Украины или Европы в зимний период не будет проблем".

И вот сегодня комиссар ЕС по делам конкуренции Маргрет Вестагер "выстрелила пулей, оставленной про запас, хотя после соглашения "Минск-2" во враждебных отношениях с Россией наступило относительное затишье", говорится в статье. Вне зависимости от обоснованности обвинений или намерений Вестагер, этот шаг - рискованный дипломатический ход: в наихудшем случае он спровоцирует ответные меры, на фоне которых проблема конкуренции покажется пустяком, полагает автор.

На прошлой неделе глава "Газпрома" Миллер предложил урегулировать спор, и предъявление претензий вскоре после предложения Миллера может оттолкнуть Москву. В 2014 году "Газпром" отменил проект "Южный поток", а ЕС изложил планы по снижению энергетической зависимости от России.

Джонатан Стерн из Oxford Institute for Energy Studies предполагает: если Еврокомиссия планирует оштрафовать "Газпром", "ждите выстрела из обоих стволов - от "Газпрома" и Путина".

От поездок Алексея Миллера за границу всегда веет министерскими визитами. Новая спецмиссия привела Миллера в Афины, пишет немецкая Die Zeit. Продление нового газопровода "Турецкий поток" по территории Греции вплоть до границы с Македонией отвечает интересам обеих стран: Афины надеются на доходы от транзита, а Россия хочет создать альтернативу транзиту газа через Украину.

Но, прежде всего, Греция заинтересована в быстрых деньгах, - считает обозреватель газеты Йоханнес Фосвинкель. - Предоплата, а Россия может выплатить до 5 млрд евро, могла бы стать краткосрочным спасением Греции от банкротства, поскольку переговоры с европейскими кредиторами зашли в тупик.

Кремль до сих пор опровергал возможность оказания финансовой помощи Греции, но такой шаг "хорошо вписывается в расчеты вычленить некоторые европейские страны из единого европейского антироссийского фронта", говорится в статье.

Между тем турки, торгуясь с российской стороной, хотят получить максимальную выгоду, и тот факт, что договор между Россией и Украиной на транзит газа в Европу истекает в 2019 году, лишь усиливает позицию Анкары на переговорах, пишет автор: Москва готова дорого платить за политические шаги, а ее партнерам по переговорам только того и надо.

The New York Times также комментирует возможную сделку Москвы и Афин по поводу газопровода.

И у России, и у Греции есть финансовые и политические резоны для проведения переговоров. "В случае "Газпрома" - это попытки все-таки найти "ворота" для доставки природного газа в Европу в обход газопроводов, которые пересекают Украину - страну, которая теперь стала врагом России", - пишет издание.

Для Греции газопровод - это теоретически многомиллиардные годовые доходы. Но в более краткосрочной перспективе правительство Ципраса продолжает подавать сигналы, что может развернуться лицом к России, если не сможет договориться о новых условиях со своими европейскими заимодавцами.

Проект газопровода через Турцию и Грецию, видимо, столкнется с различными препятствиями политического и регуляторного характера. Одно из них - обвинения, которые европейские регуляторы предъявили "Газпрому". Еврочиновники, возможно, скептически воспримут идею Греции стать воротами в Европу для газа "Газпрома".