Наблюдательный совет "Внешэкономбанка" (ВЭБ) одобрил стратегию развития на ближайшие пять лет. Об том, как передает ТАСС, сообщил председатель госкорпорации Сергей Горьков.
По его словам, финансовый план ВЭБа на 2017 год включает новые вливания из федерального бюджета и не предполагает прибыли. План позволит завершить реструктуризацию бизнеса и к концу года построить новый банк - ВЭБ 2.0, который в 2018 году выйдет на прибыль, обещает Горьков.
"Бюджет на следующий год утвержден, то есть 150 млрд предполагаются субсидии государства на следующий год", - цитирует его агентство. Напомним, госкорпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности ("Внешэкономбанк")" задумывалась как институт развития, но кредитование нерентабельных проектов превратило его в банк плохих долгов. Она также управляет пенсионными накоплениями.
С марта этого года в ВЭБе работает новая команда управленцев под руководством выходца из "Сбербанка" Сергея Горькова. По оценке новой администрации, до половины активов этой госкорпорации не приносят достаточного дохода и не покрываются фондированием. Новую стратегию руководство корпорации обещало представить к концу июня.
ВЭБ много лет сохранял баланс, занимая крупные суммы у иностранных банков, но после того, как ЕС и США ответили на присоединение Крыма в 2014 году наложением санкций, доступ ВЭБа к рынкам капитала намного сузился, а банк должен выплатить около 20 млрд долларов в иностранной валюте, в том числе около 3 млрд в текущем году.
Помимо государственных субсидий, ВЭБ продолжит использование денег ФНБ в сумме более 300 млрд рублей: они размещены в банке в виде депозита на пять лет под 0,25% годовых, что втрое ниже ставки ФРС США и в шесть раз ниже рыночных ставок для таких займов.
В 2016 году ВЭБ уже получил от государства 150 млрд рублей и за девять месяцев работы зафиксировал убыток практически на такую же сумму - 153,8 млрд, увеличив свои потери в 3,3 раза.
Прежний председатель банка Владимир Дмитриев просил на спасение более 1 трлн рублей, при новом ВЭБу согласована докапитализация. Но вопрос, изменится ли модель банка - будут ли его опять заставлять кредитовать заведомо убыточные проекты и не придется ли его спасать постоянно, - оставался открытым, пишет в этой связи газета "Ведомости". Сначала надо разгрести проблемы ВЭБ 1.0, уверены чиновники и эксперты, с которыми пообщалось издание.
Несмотря на "вечную" господдержку, госкорпорация остается убыточной, пишет в российском издании журнала Forbes директор банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков. Без государственных вливаний ВЭБ объявил бы дефолт - третий в своей истории (предыдущие два - в 1991 и 1998 годах), напоминает эксперт. ВЭБ активно привлекал финансирование на Западе, а после введения санкций был вынужден возвращать огромные валютные долги, да еще и в условиях резкой девальвации рубля.
Деньги на спасение госкорпорации, превратившейся в "черную дыру" и банк плохих долгов, было решено взять из так называемого президентского резерва - то есть пенсионных накоплений граждан, которые были заморожены и направлены в бюджет.
Ключевая проблема ВЭБа в его политизированности: вместо задач развития экономики он превратился в "пожарную команду по затыканию дыр" и финансированию заведомо убыточных проектов, вроде олимпийских строек или кредитования правительства Виктора Януковича на Украине, считает Солодков.
"Сейчас мы имеем ситуацию, когда в ВЭБе даже не с кого спросить. Банк вроде не виноват, он выполнял поручения правительства. Правительство ни при чем, оно оперативно не управляет банком. А за все эксперименты расплачиваются в конечном счете пенсионеры своей замороженной пенсией", - резюмирует эксперт.