Глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов рассказал журналистам, как он собирается "возвращать таможню в лоно государства". Закончив кадровые перестановки, он готовиться к переменам по существу. Чтобы победить взяточничество, надо втрое повысить зарплаты и ввести льготную ипотеку для таможенников. Сами таможни надо вывести из Центрального округа и перенести на границы, число участников внешнеэкономической деятельности следует сократить, ответственность таможенных брокеров повысить, а околотаможенный бизнес национализировать.
- Перенос таможни к границам
- Сокращение количества участников и повышение ответственности
- Национализация околотаможенного бизнеса
- Андрей Бельянинов
Повышение зарплат
Самой актуальной задачей новый руководитель видит повышение зарплаты своих подчиненных. Условия, в которых работают таможенники, сами по себе создают почву для коррупции, сделал вывод Бельянинов, поработав таможенником: люди, собирающие 42% доходов бюджета, получают среднюю зарплату 9 тысяч рублей.
Как пишет газета "Бизнес", Бельянинов уже направил письмо премьеру с просьбой повысить с 1 сентября зарплату всем таможенникам на 25%. "Но это абсолютный минимум, в идеале надо довести зарплату до тысячи долларов", - полагает глава ФТС. Вопрос об этом поднимался на двух последних комиссиях по бюджетным проектировкам, добавил он. Если предложение пройдет, таможенники будут обходиться бюджету дороже на 14,5 млрд рублей, пишет газета "Ведомости".
Повысить зарплату таможенникам не проблема, полагают независимые эксперты, однако прямой зависимости между уровнем зарплат и коррупции нет. Возможно, поможет в антикоррупционной борьбе, улучшение социальной обеспеченности работников таможни.
Собирается Бельянинов поработать и в этой области. Он намерен развивать систему ипотеки, с тем чтобы каждый служащий таможни мог заработать на квартиру. Впрочем, по мнению главы ФТС, имидж таможни подпорчен громкими делами, а взяточничество здесь развито не больше чем в других службах. "Не может система состоять из 62 тысячи негодяев", - заключает Бельянинов.
"У нас складывается парадоксальная ситуация, когда товары сначала ввозят в Россию, провозят через полстраны и только потом растамаживают. Я думаю, что необходимо перенести основное количество таможенных пунктов ближе к границе", - заявил на пресс-конференции Бельянинов.
"Лишними" глава ФТС считает многие внутренние таможни, созданные по инициативе губернаторов в ряде регионов: такие таможни будут реорганизованы в посты или упразднены. Не устраивает нового руководителя ФТС и то обстоятельство, что большая часть оформления товарооборота приходится на Центральный регион, сообщает "Коммерсант".
"Это что - приграничная территория? Зачем в Москве целых пять таможен?" - возмущается Андрей Бельянинов.
Сокращение количества участников и повышение ответственности
Много, по мнению нового главы ФТС, в стране и участников ВЭД - сейчас при таможнях зарегистрированы более 100 тысяч таких компаний. Значительная их часть, подозревает Андрей Бельянинов, создана для контрабанды и сомнительных операций: "В Центральном федеральном округе 75% платежей обеспечивают 600 компаний. Что делают остальные? Нужно избавляться от таких псевдоучастников".
Есть претензии к таможенным брокерам: по мнению Андрея Бельянинова, следует вернуть в Таможенный кодекс персональную ответственность брокеров за недостоверное декларирование товаров.
"Сейчас таможенные брокеры занимаются растаможкой не от своего лица, а от лица фирм, которые ввозят товары, при этом всю ответственность за достоверность представленных сведений несут импортеры", - пояснил глава ФТС.
Еще одно направление, которое намерен развивать Бельянинов, - система постаудита, то есть проверка таможенных документов уже в местах реализации товаров.
"Таможенник имеет право заказать в ресторане лобстера, а потом поинтересоваться, где на него документы", - разъяснил главный таможенник России. Но чтобы служащие не слишком "увлекались морепродуктами", на такие оперативные мероприятия глава ФТС пообещал приглашать сотрудников смежных ведомств и журналистов.
Национализация околотаможенного бизнеса
Прежде всего, это касается собственности таможни. Кроме выкупа помещений таможенных постов, находящихся на балансе частных компаний (это обстоятельство стало одним из поводов для увольнений на таможне), новое руководство намерено всерьез взяться за склады временного хранения (СВХ).
Уже в ближайшее время многим владельцам СВХ будут сделаны предложения - принять государство в акционеры с блокирующим пакетом (25% плюс одна акция) либо продать их таможне. "Если предложения не будут приняты, товар пойдет мимо. Таможня - дело государства",- отметил генерал-полковник Бельянинов.
По данным ФТС, в России действует 850 СВХ. "СВХ занимают центральное место в таможенном процессе: товар направляется туда, чтобы не задерживать поток на пропускном пункте", - объясняет руководитель думского комитета по экономической политике Валерий Драганов. Прибыль СВХ складывается за счет предоставления услуг по хранению товара и оформлению документов. Прибыли частных СВХ значительные. Участники рынка говорят, что сейчас доля государственных СВХ, бесплатно осуществляющих хранение товаров, не превышает 10%. По мнению экспертов, вернуть СВХ в госсобственность будет крайне сложно. "Мощные структуры заинтересованы в том, чтобы СВХ оставались коммерческими", - говорит один из участников эксперты.
Как отмечает газета "Коммерсант", большая часть этих задач таможней в разное время уже декларировалась без особенных последствий для импортеров. Судьба околотаможенного бизнеса и собственно реформирования таможни зависит от того, насколько глава ФТС заинтересован в практической реализации заявленных целей.
"Через два часа после оглашения послания Федеральному Собранию президент пригласил меня к себе и предложил возглавить Федеральную таможенную службу", - цитирует газета "Бизнес" Андрея Бельянинова. Так из специалиста по оружию (до 12 мая он возглавлял Федеральную службу по государственному оборонному заказу, а до этого был гендиректором "Рособоронэкспорта") он превратился в таможенника.
Почему президент выбрал именно его, Бельянинов не знает, но отрицает активно курсирующие слухи о том, что он "человек Путина". Андрей Бельянинов действительно работал в Германии в одно время с Владимиром Путиным, но в разных городах. "Такое знакомство даже шапочным назвать нельзя", - пояснил он.
Более того, несмотря на полученные за годы работы в Службе внешней разведки генеральские лампасы, сам Бельянинов силовиком себя не считает. "Я доктор экономических наук", - подчеркнул он. То, что таможня, мягко говоря, незнакомая для него сфера, нового руководителя не смущает.
"На упреки в том, что я сам непрофессионал и привожу на ключевые посты непрофессионалов, хочу ответить: а что это были за специалисты, которые довели таможню до такого состояния, что понадобились такие радикальные меры?" - заявил он.