Правительство нашло в бюджете деньги на строительство и ремонт дорог, и теперь может не повышать налоговую нагрузку на нефтяников. Такой вывод, как пишет газета "Ведомости", следует из заявления вице-премьера Аркадия Дворковича.
Накануне, напомним, заместитель министра финансов Сергей Шаталов сообщил, что его ведомство предлагает в ближайшие три года скомпенсировать выпадающие доходы Федерального дорожного фонда в размере 63,9 млрд рублей за счет нефтегазовых доходов, поступающих в Резервный фонд. Размер "выпадающих" доходов, которые предстоит компенсировать, составляет 63,9 млрд рублей. Дух бюджетного правила под угрозой, отмечает газета, хотя формально оно и при таком развитии событий нарушено не будет.
Доходы дорожных фондов сократились, так как нефтяники нарастили производство более экологичного топлива "Евро-5" быстрее, чем ожидалось. Сейчас на бензин "Евро-4" и "Евро-5" приходится около 70% рынка, на дизтопливо - около 50%, а ставки акцизов для более чистого топлива ниже, чем для других классов.
Повышение акцизов позволит лишь частично компенсировать потери региональных дорожных фондов, указал Шаталов. По его словам, сделать это можно в основном за счет федерального дорожного фонда, а потом подумать, как пополнить и его.
Теперь же Дворкович напоминает: деньги и так есть в бюджете. Сокращение сборов компенсируется ростом доходов от экспортной пошлины на нефтепродукты. Эти дополнительные доходы от вывозных пошлин возникли именно благодаря стимулированию нефтепереработки, напомнил Дворкович.
Однако Минфин, по словам вице-премьера, предпочитает об этом забывать, чтобы не привязывать эти средства к дорожным фондам. Так что стоит вопрос не о дополнительных источниках доходов для дорожных фондов, а о приоритетах бюджетной политики.
С 2014 года акцизы для экологичного топлива вырастут, но повышение будет несущественным, чтобы не разгонять цены на бензин, напомнил Дворкович. Сейчас обсуждается увеличение ассигнований бюджета на дорожное хозяйство регионов. Регионаьные власти хотели бы иметь гарантированные источники поступлений, чтобы не зависеть от воли федерального правительства, но пока эти источники не определены.
В марте Росимущество проинформировало Минфин, что из ожидавшихся от продажи госсобственности 427,7 млрд рублей на деле бюджет получит лишь 60 млрд рублей, поскольку правительство решило проводить приватизацию части госкомпаний не через продажу пакетов, а через допэмиссию акций - при таком варианте деньги достаются корпорациям, а не бюджету. Минфин настаивал, чтобы все доходы от приватизации зачислялись в бюджет.
Закрывая "дыру" в бюджете за счет дополнительных нефтегазовых доходов, Минфин отступает если не от буквы, то от духа бюджетного правила, устанавливающего, что все нефтегазовые допдоходы должны накапливаться, а не расходоваться на текущие нужды.
Бюджетные правило основано на расчете базовой цены на нефть. В 2013 году это цена Urals за последние пять лет, затем срок отсечки будет ежегодно увеличиваться на год, пока в 2018-м не достигнет десяти лет. Если цена на нефть будет выше базовой, избыток доходов будет пополнять Резервный фонд до тех пор, пока его размер не достигнет 7% ВВП.