Покупка "Роснефтью" "Байкалфинансгруп" спутала все карты "Газпрому", который собирался поглотить сначала саму госкомпанию, а затем "Юганскнефтегаз" и ряд других крупнейших нефтекомпаний. Монополии пришлось спешно избавляться от своей нефтяной "дочки" "Газпромнефти", созданной специально под эти сделки, и теперь будущее слияния в тумане, считают эксперты.
"Газпромнефть" была продана 16 декабря из-за возможных проблем с решениями суда по банкротствам в Хьюстоне. Из-за отсутствия работающей схемы поглощения получить 100% акций "Роснефти" до того, как она оплатит бумаги ЮНГ (на это отводится лишь две недели), представлялось почти невозможным, отмечает "Коммерсант".
Как сообщила пресс-служба газовой монополии, совет директоров "Газпрома" отложил слияние с "Роснефтью" до конца января. Тем не менее "Газпром" будет претендовать на все те же 100% акций "Роснефти". В "Газпроме" объясняют это так: "Стоимость "Роснефти" увеличилась на активы ЮНГ, но уменьшилась на кредиты, которые ей придется взять для его покупки, а также на юридические риски, связанные с владением этим активом".
Однако "Роснефти" такая схема может быть вовсе не интересна. Источник, близкий к этой государственной нефтяной компании, заявил "Ведомостям", что сделка по слиянию оказалась под вопросом. "Новые компании надо заново оценивать с учетом изменившейся ситуации. На это потребуется время", - говорит он. Первоначально предполагалось, что в обмен на "Роснефть" государство увеличит пакет акций в "Газпроме" до контрольного. Теперь эти параметры придется пересматривать. А Владимир Милов считает, что теперь руководители "Роснефти" будут активно раскручивать новую идею - создания нефтяной монополии на базе "Роснефти".
Президент Института энергетической политики Владимир Милов считает, что теперь руководители "Роснефти" будут активно раскручивать новую идею - создания нефтяной монополии на базе "Роснефти".
"(Глава совета директоров "Роснефти") Игорь Сечин - человек номер два в России", - заявил Reuters председатель наблюдательного совета "Ренессанс Капитал" Александр Шохин. По его словам, Сечин теперь - один из наиболее могущественных людей не только в политике, но и в экономике страны.
"Коммерсанту" источники, близкие к "Роснефти", объявили о том, что покупка ЮНГ - лишь первый шаг к созданию на базе "Роснефти" национальной нефтяной корпорации. Вчера вечером ожидалась пресс-конференция президента "Роснефти" Сергея Богданчикова, который, по всей видимости, должен был огласить эти планы официально. Однако она в последний момент была отменена.
"Судя по тому, что в прошлый раз для решения вопроса о главе "Газпромнефти" понадобилась целая аппаратная война, новогодние праздники в "Роснефти", "Газпроме" и Кремле пройдут нескучно", - прогнозируют СМИ.
На нынешнем этапе главная проблема заключается в том, что "Роснефти" еще предстоит найти деньги на то, чтобы оплатить покупку "Юганскнефтегаза", который стоит больше, чем сама госкомпания. Приставам надо заплатить еще 7,6 млрд долларов.
По оценке инвестбанка Morgan Stanley, "Роснефть" стоит 7-8,5 млрд долларов. Стивен Дашевский оценивает задолженность "Роснефти" в 2 млрд долларов и отмечает, что при таком соотношении цены и долга ей трудно будет привлечь деньги, по крайней мере, за рубежом. В госкомпании не раскрывают, откуда она возьмет деньги, чтобы выплатить оставшуюся сумму за "Юганскнефтегаз".
В РФФИ не смогли ответить, оплатил ли победитель аукциона покупку, отметив, что действовали по договору с судебными приставами и выполнили его условия.
Напомним, в ночь со среды на четверг принадлежащее государству АО "Роснефть" объявило о покупке ООО "Байкалфинансгруп", обязавшегося по итогам аукциона РФФИ 19 декабря выкупить акции АО "Юганскнефтегаз" за 9,35 млрд долларов.