Феномен подработки вне основного места работы очень живуч в России, пишет "Независимая газета" со ссылкой на данные рекрутинговой компании Antal Russia. Каждый пятый работоспособный россиян трудится не только на основной работе, но и имеет дополнительный приработок где-нибудь еще.
Antal провела исследование феномена подработки и выяснила, что чаще других (30%) дополнительную занятость имеют сотрудники компаний, в которых работает меньше 20 человек. В компаниях с числом сотрудников до 100 человек подработку ищут 24% работников, до 500 человек - 17%, до 1 тыс. человек - 18%, свыше 1 тыс. - 17%. При этом половина имеет подработку, не связанную с основной профессией.
В разных отраслях доля тех, у кого есть дополнительная занятость, различается. Выше всего она в медиа и индустрии развлечений (31%), профессиональных услугах (28%), строительстве и недвижимости (26%).
"Большинство сотрудников, имеющих дополнительную работу, получают за счет нее 10-30% своего дохода, - рассказал изданию управляющий директор Antal Russia Михаэль Гермерсхаузен. - Кризис, возможно, заставил больше людей задуматься о подработке, но точно не стал единственным аргументом для тех, кто помимо основной работы решил заняться чем-то еще".
То, что 20% сотрудников имеют подработку, может говорить как о том, что людям не хватает заработка на основной работе, так и о том, что они недостаточно вовлечены в рабочий процесс.
У сотрудника почти всегда есть возможность проявить инициативу, взять на себя дополнительные задачи и таким образом повлиять на свой доход. Если человеку проще найти этот доход "на стороне", значит, он недостаточно вовлечен в свою основную работу.
"Каждый второй говорит о том, что его подработка не связана с основной деятельностью. Это значит, вторая работа для многих не только источник дохода, но и способ дополнительной самореализации", - считает Гермерсхаузен.
Поэтому, предполагают авторы исследования, число занятых на нескольких работах россиян будет становиться с каждым годом все больше. Составители недавнего отчета Института социологии РАН также обращают внимание на то, что россияне в процессе адаптации к кризису научились искать дополнительные способы улучшения своего материального состояния - они стали чаще соглашаться на подработки, сдавать недвижимость в аренду и даже самостоятельно выращивать фрукты и овощи.
"Феномен подработки встречается во все эпохи и во всех странах, за исключением, пожалуй, самых развитых и там, где это жестко запрещено, - пояснила газете первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. - В России в силу неразвитости экономики это очень распространенное явление еще со времен распада СССР. С развитием интернета возможности для подработки возросли экспоненциально. В кризис спрос на подработки у нас увеличивается, но и без кризиса он достаточно стабилен".
Данные по вторичной занятости обычно можно получить из социологических опросов, так как получить их из официальных источников довольно сложно.
"В современных условиях при незначительном уровне зарегистрированной безработицы (порядка 2,5%) и уровне реальной - в 10-12% - доля вторично занятого населения составляет, по разным оценкам, примерно 20%. Такой уровень для стран с рыночной экономикой является достаточно высоким. Так, например, в странах Европейского союза этот показатель не превышает 3%, а в США - 5%", - рассказала "НГ" доцент Российского экономического университета им. Плеханова Людмила Иванова-Швец.
По данным эксперта, больше всего имеют вторичную занятость высококлассные специалисты, лица с высшим и незаконченным высшим образованием и средним специальным образованием, и практически не имеют дополнительной работы люди с начальным образованием.
Больше всего имеющих вторичную занятость среди людей предпенсионного возраста (46-65 лет), их доля составляет порядка 30%. Доля граждан среднего возраста (36-45 лет) во вторичной занятости составляет примерно 20-21%.