Верховный суд Украины оставил в силе решения, в соответствии с которыми "Нафтогаз Украины" должен вернуть швейцарскому трейдеру RosUkrEnergo 12,1 млрд кубометров газа. Cуд отклонил кассационную жалобу "Нафтогаза", оставив в силе решения первой и второй инстанций, сообщает портал NEWSru.ua.
RosUkrEnergo, принадлежащая "Газпрому" и украинскому бизнесмену Дмитрию Фирташу, обвиняла "Нафтогаз" в незаконном изъятии в украинские подземные газовые хранилища 11 млрд кубометров природного газа. В июне Арбитражный суд Торговой палаты Стокгольма постановил, что "Нафтогаз" должен вернуть швейцарскому трейдеру этот газ и передать еще 1,1 млрд кубометров в качестве неустойки.
В сентябре "Нафтогаз" обратился с кассационным представлением в Верховный суд Украины на решения двух киевских судов. 13 августа Шевченковский районный суд Киева подтвердил решение Стокгольмского арбитража, позже это сделал Апелляционный суд украинской столицы.
По предварительным оценкам, потери "Нафтогаза Украины" от взаиморасчетов с швейцарским газотрейдером RosUkrEnergo составят 9,6 млрд гривен.
Конфликт вокруг спорных объемов газа возник в начале 2009 года. "Нафтогаз" по распоряжению тогдашнего украинского премьера Юлии Тимошенко забрал из подземных хранилищ страны 11 млрд кубометров газа, принадлежавших RUE. Основанием стало право требования с трейдера долга в размере 1,7 млрд долларов, который "Нафтогазу" переуступил "Газпром". Но отбор газа в счет долга не был оформлен юридически.
Одновременно "Газпром" прекратил продажу газа трейдеру вообще, что сделало невозможным реализацию контрактов в Европе. К российской монополии RosUkrEnergo претензий не предъявляло, зато обратилось в Стокгольмский арбитраж с требованием взыскать с НАК 11 млрд кубометров и пени. В июне суд поддержал трейдера.
Новые власти Украины открыто не поддержали трейдера, но сразу дали понять, что решение международного арбитража будет исполнено. Служба безопасности Украины завела уголовное дело об изъятии газа из хранилищ, были задержаны бывший первый заместитель главы "Нафтогаза" Игорь Диденко и сотрудники таможенной службы Украины.