23 октября в Вашингтоне замминистра финансов Сергей Сторчак заявил, что Россия готова погасить большую часть долга перед Всемирным банком: "80% кредитов... можно попытаться погасить досрочно". Россия сегодня должна ВБ около 4,4 млрд долларов. Сумма мизерная, по сравнению с 14 млрд долларов, которые с 1992 года Россия одолжила у этой международной финансовой организации. Большую часть долгов она уже вернула, пишет "Коммерсант".
По данным ВБ, сегодня с Россией реализуется 21 проект общим объемом 1,77 млрд. Около 1,035 млрд из этой суммы остаются неиспользованными. Кроме того, одобрения ждут еще пять проектов, среди которых проекты по техническому содействию в реформе ЖКХ и коммунальных услуг и развитию микрофинансовой инфраструктуры.
Для представителей ВБ заявления господина Сторчака оказались неожиданными. В российском представительстве банка газете заявили, что "не очень понимают, к чему эти заявления".
Большинство экспертов признают, что у РФ нет финансовой необходимости в кредитах банка, и считают, что подобные заявления представителя Минфина говорят о желании власти увеличить кредитные рейтинги России на пороге президентских выборов.
После финансового кризиса 1998 года долговая нагрузка на экономику России составляла почти 100% ВВП. Но высокие цены на главные экспортные ресурсы позволяют ей легко избавиться от имиджа страны-должника. Накопив солидную сумму в Стабфонде, правительство решило использовать его часть на досрочное погашение долгов, утверждает РБК daily.
Уже полностью выплачены деньги по займам МВФ и Парижскому клубу. Долг перед клубом был самым дорогим, и его обслуживание стоило больше, чем проценты, получаемые от размещения средств Стабфонда. Поэтому его погашение, кроме политических причин, имело и финансовые. Отметим, что сейчас отношение внешнего долга к ВВП у России самое низкое в Европе.
Теперь Минфин решил избавиться и от долгов перед Всемирным банком, хотя эта задолженность составляет лишь 8% от внешнего долга РФ. Согласится ли на это Всемирный банк, пока неясно. Переговоры с Парижским клубом, например, длились почти два года.
Россия продолжает практику использования дополнительных доходов от нефти для изменения статуса России страны-должника на страну, которая активно помогает другим государствам, считают эксперты.
Рвение, с которым российские власти открещиваются от кредитов ВБ, можно объяснить и желанием приблизиться к странам G7 хотя бы в том, что они не должны международным финансовым институтам. Так, если долги Китая (21,8 млрд долларов), Индии (31,7 млрд долларов) и Бразилии (9,6 млрд долларов) перед ВБ значительно превышают российские, то ни одна страна G7 ВБ не должна.