В январе - июне 2011 года в России зафиксирвоан рекордный приток иностранных инвестиций - 87,7 млрд долларов. Столько не поступало даже в пиковом первом полугодии 2007 года (60,4 млрд)
Росстат

В январе - июне 2011 года в России зафиксирвоан рекордный приток иностранных инвестиций - 87,7 млрд долларов. Столько не поступало даже в пиковом первом полугодии 2007 года (60,4 млрд). Масштабны были и инвестиции российских компаний за рубеж: 67,2 млрд долларов за первое полугодие.

Однако, как подсчитали "Ведомости", по этим данным нельзя сделать вывод о реальной инвестиционной активности: половина притока - 44,4 млрд долларов приходится на сектор "финансовая деятельность" и почти ровно такая же сумма - 44,5 млрд была инвестирована этим сектором за рубеж.

Почти все эти средства пришли в Россию из Швейцарии (42,9 млрд долларов) и значатся в статистической сводке как краткосрочные, до полугода, кредиты - ни портфельными, ни прямыми инвестициями эти средства не являлись. В Швейцарию из России, по данным Росстата, направлено 24,6 млрд долларов.

Опрошенные изданием финансисты не смогли объяснить такую удивительную статистику. Как говорит директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики, бывший первый зампред ЦБ Сергей Алексашенко, "если деньги пришли и ушли, это какие-то схемы".. Сумма в 44 млрд долларов в разы превышает баланс всего финансового сектора России без учета банков. "Похоже, российскую экономику использовали как прачечную: прогнали нелегальные деньги через финансовую систему и получили легальные", - подозревает он.

Та же картина, по данным Росстата, наблюдалась и в I квартале: почти 24 млрд пришло через сектор финансовых услуг, и столько же ушло обратно за рубеж. Возможно, деньги просто перекидывали с одного юрлица на другое для расчистки балансов, но, судя по масштабу, это могла быть сумма гораздо меньшая, много раз прокрученная, рассуждает эксперт ЦМАКП Олег Солнцев: "Судя по всему, реального движения денег не было. Может, кому-то понадобилось закрыть один офшор и надуть другой".

Экономика России остается в значительной мере офшорной и перекладывание средств или долгов из одного кармана в другой может давать подобные статистические эффекты, которые к инвестициям никакого отношения не имеют, говорит он.