Россия готова пересмотреть квоты на импорт свинины и курятины. Но это произойдет лишь после полного вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию, с таким заявлением выступил 22 июля премьер-министр Владимир Путин.
"В ходе переговорного процесса по присоединению к ВТО мы рассматриваем и другие параметры квот. Но они могут быть использованы и приняты нами только в том случае и с того момента, когда Россия в полном объеме присоединится к ВТО", - заявил Путин.
По новым квотам ввоз импорта мороженой говядины составит 530 тысяч тонн, свежей или охлажденной - 30 тысяч. Сокращение импорта птицы составит всего 20 тысяч тонн. Ввоз свинины, скорее всего, снизится с 650 до 320 тысяч. тонн.
Однако на самом деле сокращение, скорее всего, произойдет не в два раза, а всего на 150 тысяч тонн - премьер посчитал общую цифру ввоза свинины, которая делится на 500 тысяч тонн, входящих в квоты, и 150 тысяч тонн, поставляемых по 75%-ной пошлине.
По данным Национального союза свиноводов, в России потребляется 3 млн тонн свинины, из которых 2,3 млн тонн производится в стране. Общий импорт (650 тысяч тонн) сократится на 150 тысяч за счет урезанной квоты, а объем сверхпошлины останется на прежнем уровне.
Как сообщила "Новым известиям" генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина, производство свинины в России не готово обеспечивать потребителя продукцией даже на 80%, закрывая потребность на 70%.
По последним экспертным оценкам, в 2011 году импорт говядины вырос на 21%. Ряд специалистов предполагают, что спрос связан с "заеданием стресса": Когда снижается покупная способность на дорогостоящие товары, возрастает потребление той же колбасы, производимой на основе импортной говядины.
Очевидно, что, урезая свиные квоты, власти рассчитывают на динамичное развитие этой отрасли животноводства внутри страны. Сегодня доля высокотехнологических предприятий в ней составляет 40%. Эксперты также фиксируют перевес промышленного производства над личными подсобными хозяйствами.
Эксперты, опрошенные "Независимой газетой", отмечают, что требования Путина к ВТО носят почти ультимативный характер, что нередко усложняет сторонам нахождение компромиссных вариантов решения проблем.
На переговорах по вступлению России в ВТО в настоящий момент осталось согласовать два последних момента: режим промышленной сборки, на условиях которого работают на российской территории заводы западных автомобильных компаний, а также квоты на импорт мяса. Предполагается, что Россия, после окончательного урегулирования всех расхождений, сможет присоединиться к ВТО уже в текущем году.
Председатель аграрного комитета Совета Федерации Геннадий Горбунов считает, что Россия "уже работает по правилам ВТО, но положительного эффекта для себя не видит". В частности, это касается полного запрета на ввоз российского мяса в страны Евросоюза. Обсуждать открытие рынка ЕС еврокомиссары готовы лишь после вступления России в ВТО.
При этом, по словам Горбунова, европейский агропром заведомо находится в более выгодном положении, чем российский. Импорт сельхозпродукции в большинстве стран субсидируется государством, чего нет у нас. Европейские фермеры получают из бюджета солидные дотации, масштабы госпомощи российскому АПК значительно скромнее, подчеркнул Горбунов.