В интервью немецкому еженедельнику Spigel мэр Москвы Юрий Лужков рассказал о проблемах и достижениях столицы и о деятельности его супруги Елены Батуриной - самой богатой женщины России.
О переменах
"Говорят, что город изменился и стал более современным, однако большая часть перемен его гостям не видна. Своим самым большим успехом я считаю то, что нам удалось консолидировать общество. Выборы нового городского парламента в декабре прошлого года подтвердили это", - заявил Лужков.
С другой стороны, признал он, "у нас много бедных, социальное расслоение населения разительно. И с безопасностью в городе дела сегодня обстоят хуже, чем в советское время. Сейчас наши граждане чувствуют себя менее защищенными, чем тогда; раньше Москва была спокойным городом". Частично это расплата за свободу, переход к демократии. "Но посмотрите, как обстоит дело с моралью. Стоит только включить телевизор, как сразу бросается в глаза, что у нас насилие, беззаконие и садизм пропагандируются гораздо больше, чем в Германии или в других странах Запада. Кроме того, общество утратило контакт с молодежью; государство, похоже, выпустило из рук воспитание подрастающего поколения. Все это мы замечаем в первую очередь здесь, в этом городе", - посетовал градоначальник.
Отдельно Лужков сказал о пробках. Мэр выступил против того, чтобы взимать сборы за право передвигаться на личном автотранспорте в центре города. "Надо понимать, что это обернется радикальными протестами. Когда недавно в России были приняты новые правила дорожного движения, автомобилисты возмутились: в один момент были запрещены красные боковые поворотники, как на американских машинах, а детей до 12 лет было предписано возить на детском кресле. Из-за уличных протестов премьер-министру через неделю пришлось отменить этот закон".
Об экономике
Экономический раздел стал самым позитивным в интервью мэра. (Полный текст на сайте InoPressa.Ru.) Рост экономики за 2005 год превысил 20%, "никакой безработицы, инвесторы стоят в очереди". "У нас сейчас уже более 200 тысяч представителей среднего бизнеса – показатель, сопоставимый с европейским. Однако самое главное – то, что бизнесмены нам доверяют, они идут в Москву, так как здесь у них высокая норма прибыли, - подчеркнул Лужков. - Каждый год к нам приходит более 15 млрд долларов иностранных инвестиций, в том числе немецких. Хотя мы еще отстаем от Запада по социальным стандартам, но положение явно улучшается. В 1992 году средняя зарплата по Москве составляла 70 долларов в месяц, сегодня она превышает 600 долларов".
Об иммигрантах
Говоря об иммиграции, Лужков призвал "отделить мух от котлет". "Во-первых, приезжают люди, которые хотят купить здесь квартиры, – это люди с деньгами. Они тянут за собой родителей, и таким образом мы получаем новых пенсионеров. В дополнение к государственной пенсии они получают существенные московские добавки. Еще более сложное положение с миграцией русских, которые не чувствуют себя дома в бывших советских республиках. Для всех нужно найти место. Еще одна проблема – это азербайджанцы, грузины и армяне, которые прибывают в Россию массами. Кроме того, существуют так называемые иностранные рабочие, люди, которые приезжают на время и хотят найти здесь дом и работу", - описал мэр.
При этом мэр настаивает, что иммигранты получают приличную зарплату и довольны жизнью: "Они получают разрешение на проживание и на работу. Только на стройках Москвы занято более 300 тысяч иностранных рабочих. У них хорошая зарплата, от 800 до 1000 долларов в месяц. Дома они не заработают столько за целый год. Здесь их ждут, так как они не являются членами профсоюза и выполняют все требования хозяина. Эти люди счастливы, потому что у них есть работа, даже если они живут в вагончиках".
О проблемах с федеральным центром
"Проблемы, по преимуществу, существуют в тех областях, за которые отвечает государство", - заявил в интервью немецкому еженедельнику Лужков. "У нас некоторое время стояли сильные морозы, это сказалось на подаче электроэнергии и газа. Главу государственной электрической компании-монополиста уже семь лет упрекают в том, что электростанции полностью устарели", - напомнил он.
В качестве еще одного негативного примера он привел изменения, внесенные в законодательство о разграничении полномочий. "В конце 2004 года был принят закон, на основании которого государству отошли функции, которые раньше находились в компетенции регионов. Я говорил президенту, что тем самым из федеративного государства мы превратимся в государство централизованное, унитарное – и только потому, что это удобно министерству финансов. Из ведения регионов изъяли, например, вывоз мусора, лесное хозяйство, а также экологический контроль для того, чтобы центр мог перечислять регионам меньше денег. Однако таким государством, как Россия, нельзя управлять из центра".
"Я бы не стал говорить об авторитаризме. Этот закон был частью попытки создания централизованного государства. Это не то же самое, что авторитарное государство. Но, в любом случае, это глупость", - подчеркнул мэр.
О городских финансах
Лужков отверг все упреки в непрозрачности финансов и власти. "Городская администрация транспорентна и логично выстроена. Все абсолютно прозрачно, в том числе городской бюджет с его ежегодными 18 млрд долларов, который является самым большим в Российской Федерации. Мы придерживаемся конкурентных принципов – проводим по городским заказам конкурсы, тендерные аукционы. Действительно, 80% всех российских банковских операций приходится на наш город. Но было бы глупостью утверждать, будто часть этих денег идет на нужды Москвы", - заявил он.
О приватизации земли под предприятиями
"Это проблема, которая имеет значение для всей страны. Однако войны за землю не будет. - пообещал мэр. - В большинстве случаев земля принадлежит различным предприятиям и жилищным организациям. Мы готовим законы, которые не позволят отнимать землю у предприятий. Но еще с советских времен осталось множество предприятий, которые присвоили себе гигантские участки земли. И здесь придется спросить, как они собираются их использовать, – излишки земли будет позволено иметь только тем, кто за нее платит. По рыночным ценам, чтобы они не могли воспользоваться прибылью, которая им даже не принадлежит".
Свободные земельные участки можно приобрести на аукционах и по конкурсу. "Таким образом расширяются, например, крупные торговые фирмы: у Metro Cash & Carry имеется в Москве восемь объектов, это огромные участки от трех до пяти гектаров. - напомнил Лужков. - То же самое относится к компании Real и французской торговой сети Ashan. Конечно, конфликты при проведении реформы неизбежны. Сегодня мы уже сталкиваемся со случаями недружественного поглощения: кое-кто скупает акции предприятия, убирает коллектив и ждет, когда исчезнет еще и мэр: тогда там вместо промышленного предприятия можно будет возвести все что угодно.
О богатейшей женщине России - Елене Батуриной
Концерн "Интеко", принадлежащий супруге Лужкова Елене Батуриной, начал избавляться от своей доли в московских предприятиях. В связи с этим немецкие журналисты решили узнать, не собирается ли чета Лужковых "бежать из Москвы". "Конечно, нет. Мы как раз сейчас строим в Подмосковье и только что купили квартиру в Москве прямо рядом с мэрией... Но в чем-то вы правы: моя жена Елена Батурина занимается многими направлениями в бизнесе, в разных концах нашей страны", - заявил мэр.
О своей жене он говорит лестно: "Многие склонны приписывать все успехи этой талантливой деловой женщины моему влиянию. Вам стоит самим поговорить с ней, и вы увидите, какой уникальный у нее потенциал... Я восхищаюсь своей женой не только как супругой и матерью моих детей, но и ее уникальным деловым чутьем.
В заключение Лужков заявил, что у него "нет никакого желания" баллотироваться на президентских выборах 2008 года. "Ту часть моей жизни, которую мне еще предстоит прожить, я хотел бы провести свободным человеком – вне золотой клетки. Должность президента – это исключительная честь, особенно в России. Но президент – не свободный человек, мэр, кстати, тоже. Мне хотелось бы иметь больше свободы".