Отношения между Россией и Белоруссией вновь обострились. Минск окончательно отказался от введения российского рубля в безналичный оборот
Архив NEWSru.com
 
 
 
Президент Белоруссии заявил в пятницу на пресс-конференции в Минске, что необходимость введения безналичного российского рубля на территории республики "отпала сама собой"
Архив NEWSru.com
 
 
 
По его словам, "это ничего не дает и никак не связано с пакетом соглашений, касающихся введения наличного рубля". При этом Лукашенко объявил, что его государство "запросто" успеет перейти на наличный российский рубль, а помешать этому может только Россия
Архив NEWSru.com

Отношения между Россией и Белоруссией вновь обострились. Минск окончательно отказался от введения российского рубля в безналичный оборот. Президент Белоруссии заявил в пятницу на пресс-конференции в Минске, что необходимость введения безналичного российского рубля на территории республики "отпала сама собой". По его словам, "это ничего не дает и никак не связано с пакетом соглашений, касающихся введения наличного рубля". При этом Лукашенко объявил, что его государство "запросто" успеет перейти на наличный российский рубль, а помешать этому может только Россия, "не соблюдающая положения прежде достигнутых договоренностей".

По другим острым вопросам президент Белоруссии Александр Лукашенко также не склонен к компромиссам. Например, он сделал России новое предложение о покупке доли в белорусской газотранспортной сети - компании "Белтрансгаз". "Дайте добыть у вас 10 млрд куб. м природного газа, а мы вам - половину "Белтрансгаза", - заявил он. Президент уточнил, что старое предложение также остается в силе: Белоруссия готова продать "Газпрому" 49% акций своей газотранспортной компании за 2,7 млрд долларов.

"Газпрому" ни то, ни другое предложение не нравятся. Как заявил "Ведомостям" пресс-секретарь монополии Сергей Куприянов, "если мы говорим о создании Союзного государства, "Белтрансгаз" должен войти в единую систему газоснабжения". "Без получения контрольного пакета это невозможно. Оценка стоимости пакета должна быть квалифицированной и независимой", - сообщил он. В Белоруссии стоимость "Белтрансгаза" установлена правительством, а не оценщиками. "Вопрос об участии белорусских компаний в добыче газа на территории России пока не обсуждался", - отметил Куприянов.

Ранее белорусские власти планировали ввести безналичный российский рубль в параллельное обращение с 1 июля 2003 года, но затем неоднократно переносили сроки. Как отмечает замминистра финансов Антон Силуанов, предложение об использовании российского рубля в безналичной форме перед запуском его в наличное обращение изначально было сделано именно белорусской стороной. А первый зампред ЦБ Олег Вьюгин полагает, что при создании валютного союза России не так важно, вводить ли сперва безналичный рубль или наличный и безналичный сразу. Однако второй вариант создаст проблемы для самой Белоруссии, считает он: "Может произойти некоторое вытеснение белорусских рублей из внутреннего оборота, а поскольку их напечатано довольно много, то может появиться приличная инфляция".

"Выступление Лукашенко в очередной раз показало: никакой экономической интеграции при нем не будет", - резюмирует руководитель минского Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. "Минск больше заинтересован в политической части соглашений и третьем президентском сроке Лукашенко, чем в реальных экономических проектах. Думаю, что "Белтрансгаз" не будет продан в 2004 году, а российский рубль не введут в 2005 году", - прогнозирует он. По мнению экономиста, вялые переговоры по этим вопросам будут тянуться до тех пор, "пока России не перестанет быть интересна Белоруссия".

Неназванный российский источник, близкий к переговорам, заявил "Ведомостям", что последние заявления Лукашенко продиктованы "старыми проблемами, которые до сих пор удавалось обходить". По его словам, союзный договор между Россией и Белоруссией в свое время был составлен "очень странно" и предполагал создание наднациональных органов, которые по существу имели бы гораздо большие полномочия, чем национальные органы двух стран. "Пока дело не доходило до конкретных планов, нам удавалось отделаться разговорами. Но сейчас эти проблемы вылезают: Россия политически не готова к такому союзу. И вообще было бы очень странно давать равные права двум таким не равным по масштабу странам", - заключил чиновник.