Несмотря на все усилия Евросоюза, Международного валютного фонда (МВФ) и отдельных стран еврозоны, инвесторы все чаще говорят о дефолте Греции как о свершившемся факте.
Архив NEWSru.com

Распространение греческого бюджетного кризиса на другие страны Европы, по мнению ряда экспертов, становится все более вероятным, сообщают западные СМИ. Несмотря на все усилия Евросоюза, Международного валютного фонда (МВФ) и отдельных стран еврозоны, инвесторы все чаще говорят о дефолте Греции как о свершившемся факте, сообщает "Финмаркет".

Паника на рынках Европы, начавшаяся после того как международное рейтинговое агентство Standard & Poor's снизило рейтинги Греции до "мусорного" (junk, ниже "BBB-") уровня, а также понизило долгосрочный рейтинг Португалии по обязательствам в иностранной и национальной валюте до "А-" с "А+", продолжается.

Как сообщает агентство Bloomberg, реакция рынков на появление этих известий была мгновенной и крайне болезненной. Обвал европейских фондовых индексов по итогам торгов во вторник стал максимальным, по крайней мере, за последние пять месяцев. Сводный индекс крупнейших предприятий Западной Европы Dow Jones Stoxx 600 обвалился в ходе торгов на 3,1%.

Паника моментально распространилась на фондовые рынки США, в результате Dow Jones Industrial Average и S&P 500 упали на 1,9% и 2,3% соответственно, при этом снижение этих индексов стало максимальным с 4 февраля.

Падение продолжилось на азиатских площадках в среду. Сводный фондовый индекс Азиатско-Тихоокеанского региона MSCI Asia Pacific опустился на 1,4%. Японский индекс Nikkei 225 потерял 2,6% и возглавил падение в регионе. Индекс Topix просел на 2%, при этом снижение обоих индикаторов стало наибольшим с 5 февраля.

На остальных рынках также наблюдалась негативная динамика. Падение стоимости облигаций emerging markets во вторник было максимальным за 13 месяцев. Индекс облигаций развивающихся стран EMBI+, рассчитываемый JPMorgan Chase & Co., упал на 1,1%. Средний спред доходности таких бондов и US Treasuries подскочил на 20 базисных пунктов (б.п.) - до 263 б.п., максимального уровня с 22 марта.

Разница между доходностью российских облигаций и US Treasuries увеличилась на 28 б.п. - до максимальных с апреля 2009 года 185 б.п. При этом спред между доходностью Russia-30 и Treasuries расширился сразу на 24 б.п. - со 121 б.п. до 145 б.п.

При этом доходность германских 10-летних гособлигаций упала ниже 3% годовых (до 2,99%) впервые более чем за год. Спрос на US Treasuries также резко вырос. Цена страхования обязательств Греции, Испании, Португалии от дефолта взлетела до нового рекордного уровня.

Нефть по итогам торгов в Нью-Йорке во вторник опустилась в цене на 2,1%, в то время как стоимость алюминия на торгах в Лондоне обвалилась на 7,2%.

Опасения инвесторов относительно распространения долгового кризиса и усугубления негативного влияния этой ситуации на рынки не кажутся безосновательными. В благополучной Европе очень многие страны испытывают проблемы, аналогичные греческим.

Эксперты опасаются, что в водоворот кризиса могут быть втянуты Португалия, Испания и Ирландия, также нуждающиеся в миллиардных заимствованиях для финансирования бюджетов.

Проблемы Греции, напоминают экономисты, начались в декабре именно с понижения рейтингов крупнейшими мировыми рейтинговыми агентствами. "Инвесторы все чаще задумываются о немыслимом для Европы, - отмечает аналитик J.P.Morgan Private Bank Стю Швайцер, слова которого приводит The Wall Street Journal. - Все опасаются цепной реакции".

Опасения, в первую очередь, связаны с более крупными экономиками. Эксперты отмечают, что даже спасение Португалии, аналогичное плану, уже разработанному для Греции, не стало бы для Евросоюза непосильной ношей, но если долговые проблемы перекинутся на Испанию, то исход может быть фатальным. Дефицит госбюджета Испании, четвертой по величине экономики еврозоны с 46 млн жителей, составляет 11,2% ВВП и превышает аналогичный показатель для Португалии почти на 1 процентный пункт.

Хотя текущий объем долговых обязательств правительства Испании составляет всего порядка 50% ВВП против 80% в Португалии и 120% в Греции, другие макроэкономические показатели вызывают куда большее опасение, пишет газета The New York Times.

На прошлой неделе Европейское статистическое управления (Eurostat) сообщило, что средний уровень дефицита госбюджетов 16 стран еврозоны вырос в 2009 году до 6,3% ВВП, более чем вдвое превзойдя пороговое значение в 3% ВВП, установленное для стран-участниц объединения. Кроме того, по прогнозам экспертов Eurostat, в 2010 году дефицит бюджетов стран-участниц еврозоны вырастет до 6,9% ВВП, а госдолг увеличится до 84% ВВП. Ранее эксперты Еврокомиссии (ЕК) полагали, что дефицит бюджета еврозоны по итогам текущего года не превысит 6,4%.

Лидерами по размеру бюджетного дефицита в 2009 году стали Ирландия и Греция. В Ирландии дефицит госбюджета составил 14,3% ВВП, почти вдвое увеличившись по сравнению с 7,3% в 2008 году. Дефицит госбюджета Греции достиг 13,6% ВВП против 7,7% в 2008 году. При этом показатели для обеих стран были пересмотрены в сторону увеличения: ранее ЕК заявляла, что дефицит бюджета Греции в 2009 году составлял 12,7% ВВП, Ирландии - 12,5%.

Споря о причинах и истоках сложившейся ситуации, эксперты сходятся в оценке последствий - занимать деньги на рынке странам вроде Испании, Греции и Португалии станет еще сложнее, пишет газета The New York Times.

"Так же было с Lehman Brothers и Bear Sterns, - отмечает специалист по международной экономике, профессор Trinity College в Ирландии Филипп Лэйн. - Дело не в фундаментальных показателях, а в нежелании рынков инвестировать в вас".

Обычно для финансирования своей деятельности правительства по всему миру размещают облигации, а для решения бюджетных проблем сокращают расходы на социальную сферу и поднимают налоги. Именно последние два условия оказались для многих европейских стран трудновыполнимыми, поскольку слишком высокими оказались риски подорвать и без того хрупкое восстановление экономики.

Таким образом, на первый план выходят совсем не опасения относительно своевременного исполнения правительствами проблемных стран своих текущих долговых обязательств, а долгосрочные перспективы экономического развития в них.

Так, сокращение португальского ВВП в прошлом году составило 9,4%, что примерно равнялось росту экономики за последние 10 лет. Низкие темпы роста ВВП - хроническая болезнь многих европейских экономик.

Ухудшает ситуацию неготовность местного населения поддержать свои правительства в их неравной борьбе с бюджетными дефицитами. Во вторник и в Греции, и в Португалии прошли забастовки транспортных служащих, парализовавшие железнодорожное сообщение в этих странах.

Эксперты S&P 500, снизившие рейтинги Греции и Португалии, особо подчеркнули, что в случае получения помощи извне страны рискуют ступить на очень скользкий путь: предоставление помощи не только увеличит налоговое бремя, лежащее на государствах (поскольку помощь не будет бесплатной), но и будет сопровождаться требованием дальнейшего ужесточения экономии и сокращения расходов правительства, что в свою очередь еще больше ограничит возможности инвестиций в экономику для стимулирования ее роста.

Инвесторы разочарованы не только трудностями, с которыми сталкиваются правительства, стремящиеся совладать с бюджетными проблемами, но также нерешительностью Евросоюза, который никак не может принять окончательное волевое решение относительно ситуации в Греции.

Первые слухи о возможном оказании помощи Греции появились еще в феврале. С тех пор суммы и участники соглашения назывались самые разные. И вот, наконец, Евросоюз и МВФ договорились об оказании помощи в размере 45 млрд евро - 30 млрд евро от Евросоюза и 15 млрд евро от МВФ.

Однако слишком поздно, по мнению многих инвесторов, достигнутая договоренность уже не смогла полностью развеять все опасения, сковавшие мировые рынки.

Кроме того, неповоротливость европейской бюрократической системы и нежелание ряда государств "потворствовать безответственности" греков привели к тому, что окончательное решение по пакету оказываемой помощи может быть принято только 10 мая, а уже 19 мая Греции предстоит очередное погашение.

За время обсуждения идея оказания прямой финансовой помощи Греции собрала огромный лагерь недовольных. В частности, крайне непопулярна эта идея в Германии, которой придется взять на себя значительную часть пакета - около 8,4 млрд евро.