Крах соглашения по атомной энергетике, которое прежде было одной из приоритетных задач Буша, является самой конкретной жертвой ухудшения американо-российских отношений после войны России с Грузией
Архив NEWSru.com

Крах соглашения по атомной энергетике, которое прежде было одной из приоритетных задач Буша, является самой конкретной жертвой ухудшения американо-российских отношений после войны России с Грузией, пишет New York Times (полный текст на Inopressa.ru).

Срыв соглашения по атомной энергетике предполагает осязаемые последствия, которые потенциально могут обойтись России в миллиарды долларов. Однако это также будет означать аннулирование инициативы, которая занимала ключевое место в предложенной Бушем концепции безопасного распространения "мирного атома" на планете – программе, частично опиравшейся на участие России.

Соглашение расчищало для России путь ввоза, хранения и, возможно, переработки отработанного ядерного топлива, которое американцы поставляют на реакторы по всему миру: для России это стало бы прибыльным бизнесом, а США смогли бы строить атомные электростанции в уверенности, что радиоактивные отходы не окажутся в ненадежных руках.

В Конгрессе к соглашению уже отнеслись с глубоким скептицизмом, так как Россия противится ужесточению мер в отношении Ирана из-за его ядерной программы. Но документ, возможно, все же прошел бы процедуру изучения законодателями, если бы не российско-грузинский конфликт.

Теперь в администрации Буша пришли к выводу, что Конгресс не проголосует за соглашение. Представители администрации говорят, что, сняв документ с рассмотрения, дадут Москве кое-что понять, но не отрицают возможности вторичного внесения документа в Конгресс в будущем году, если напряженность спадет.

Тему соглашения по ядерной энергетике Буш поднял во время своего визита в Россию в июле 2006 года, и правительства двух стран потратили два года на составление официального соглашения, которое было подписано в Москве в мае за день до того, как Владимир Путин, ныне являющийся премьер-министром, сложил президентские полномочия. США уже имеют сходные соглашения с Европой, Китаем, Японией и другими странами.

Соглашение не требует утверждения в Конгрессе, но до вступления в силу должно быть изучено на Капитолийском холме в течение 90 дней во время официальной сессии законодателей. Конгресс в силах заблокировать соглашение, если против него проголосует большинство в обеих палатах, либо одобрить его в упрощенном порядке, не ожидая истечения срока.

Сенатор Байден, председатель комитета Сената США по международным отношениям, ранее внес предложение к обеим партиям одобрить соглашение, а Говард Л.Берман, член Палаты представителей от Калифорнии, возглавляющий соответствующий комитет в своей палате, провел через комитет предложение одобрить документ на определенных условиях. Но ныне ни Байден, ни Берман не прогнозируют, что соглашение будет принято.