Российские компании спешат выплатить дивиденды в 2014 году, чтобы получить деньги до того, как с них придется платить больше налогов, пишут "Ведомости".
Все опрошенные газетой компании, а в статье упомянуты "Норильский никель", НЛМК Владимира Лисина, "Северсталь" Алексея Мордашова, Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), "М.видео" и "Русагро" сенатора Вадима Мошковича, официально отрицают связь выплат в этом году с экономией на налогах.
Однако налоговые юристы аудиторов из "большой четверки" и других компаний, консультирующих российский бизнес, объясняют поспешность именно грядущим повышением налоговой нагрузки на акционеров. В 2015 году повысится налог на дивиденды - с 9 до 13%, а датой фактического получения дохода признается дата выплаты.
Кроме того, в следующем году вступят в силу новые "антиофшорные" инициативы властей, и компаниям надо успеть до этого. Акционеры многих упомянутых российских компаний получают дивиденды на свои структуры на Кипре, отмечает издание. Теперь они беспокоятся, что у налоговиков возникнут претензии.
Напомним, в 2015 году, в частности, должен вступить в силу подготовленный Минфином закон о "контролируемых иностранных компаниях (КИК)". В соответствии с этим документом, до 1 апреля следующего года россияне должны будут уведомить налоговую службу о владении более 10% уставного капитала контролируемой иностранной компании, а с 2016 года - заплатить налоги по российским нормам за 2015 год, если доля участия в КИК превысит 50%. С 2017 года порог владения будет снижен до 25%.
Ранее в этом году крупному бизнесу не удалось убедить Минфин снизить порог расчета эффективной ставки налогообложения для иностранных компаний, она останется на уровне 75% от российской ставки налога на прибыль. Для Минфина это был принципиальный момент. Иначе под регулирование не попал бы Кипр, где ставка корпоративного налога на прибыль составляет 12,5%.
Доработанный вариант законопроекта, внесенный в Госдуму 22 октября, распространяет правила о КИК на публичные российские и иностранные компании. Компаниям и частным лицам предоставляются альтернативные возможности - за два года прикрыть свой зарубежный бизнес либо патриотично перевести свои структуры под российскую юрисдикцию.