С 30 октября в России вступает в силу ст. 178 Уголовного кодекса РФ, ужесточающая наказание за нарушение антимонопольного законодательства
Вести
 
 
 
По словам главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева, сама она не будет самостоятельно возбуждать уголовные дела в отношении нарушителей
Фото NEWSru.com
 
 
 
Нарушителям, согласно ст. 178 УК, грозит штраф (300-500 тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период от одного года до двух лет) или лишение свободы на срок до трех лет
НТВ

С 30 октября в России вступает в силу ст. 178 Уголовного кодекса РФ, ужесточающая наказание за нарушение антимонопольного законодательства. В результате к основе российского антимонопольного законодательства - федеральному закону "О защите конкуренции" присоединяется еще и возможность уголовного наказания.

По словам главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева, сама она не будет возбуждать уголовные дела в отношении нарушителей, этим будут заниматься правоохранительные органы с подачи службы, пишет BFM.ru.

"Сначала мы должны будем доказать факт нарушения антимонопольного законодательства, например картельного сговора, потом пройти все судебные инстанции, поскольку компании пользуются своим правом немедленно опротестовать наше решение в суде, и только потом, если суд подтвердит наше решение, передавать в МВД документы для возбуждения уголовного дела", - пояснил Игорь Артемьев.

- ФАС проанализирует избыточные функции министерств

Как уточняет пресс-служба ФАС, по сравнению с действующим сейчас законодательством, новая статья предусматривает более широкое понятие состава преступления, а также позволяет подозреваемым избежать уголовной ответственности, если они будут содействовать раскрытию преступления и возместят причиненный преступлением ущерб.

Наказание за ограничение конкуренции или злоупотребление доминирующим положением будут применяться лишь в случае причинения крупного или особо крупного ущерба (1-3 млн рублей) или при извлечении дохода в крупном или особо крупном размере (5-25 млн рублей). Что касается неоднократного злоупотребления доминирующим положением, то таковым признается лицо, как минимум трижды за три года нарушившее антимонопольное законодательство.

Нарушителям, согласно ст. 178 УК, грозит штраф (300-500 тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период от одного года до двух лет) или лишение свободы на срок до трех лет. Также нарушителя могут лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года.

Однако если нарушения совершены с использованием служебного положения или сопряжены с уничтожением (повреждением) чужого имущества, наказание ужесточается - оно определено как лишение свободы на срок до шести лет и штраф в размере до 1 млн рублей. Если применялась сила или существовала угроза ее применения, то срок лишения свободы составит 7 лет с лишением права занимать определенные должности до трех лет.

Юристы, опрошенные BFM.ru, сочли нововведение недостаточно эффективным инструментом. По мнению директора аналитического департамента юридической фирмы "Вегас-Лекс" Максима Черниговского, в вопросах регулирования российской экономики не нужны "костыли" в виде уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

"Государственное вмешательство в экономику через уголовное преследование монополистов представляется мне избыточным. Кроме того, любое административное вмешательство означает, что между хозяйствующими субъектами появится посредник, чиновник, которому необходимо доказать факт ущемления прав. В свою очередь, вполне вероятно, что такие чиновники не сумеют собрать полную доказательную базу, что приведет к необоснованному, оспоримому решению, - говорит эксперт. - Вполне вероятно, что ужесточение наказание за нарушение антимонопольного законодательства увеличит количество возбужденных дел. Другой вопрос, насколько все это поможет защите конкуренции".

Представитель "Вегас Лекс" отмечает, что более логичным шагом стало бы разрешение так называемых классовых или коллективных исков в отношении монополистов. "В этом случае группа людей могла бы обращаться в суд напрямую, минуя посредников", - уточняет он.

Юрист международной юридической фирмы Magisters Татьяна Невеева прогнозирует значительный рост числа уголовных дел, так как "состав преступления сформулирован довольно широко". Одновременно с этим она напоминает, что закон позволяет подозреваемым избежать уголовной ответственности в случае содействия раскрытию преступления. "Таким образом, вполне возможно, что статья 178 УК РФ по большей части будет направлена на "устрашение" менеджеров; реальные же сроки лишения свободы будут применяться редко", - допускает юрист.

ФАС проанализировать избыточные функции министерств

Глава ФАС Игорь Артемьев в четверг на конференции по проблемам антимонопольного регулирования, заявил о том, что на следующей неделе рабочая группа комиссии правительства по административной реформе, которую он возглавляет, начнет проверку избыточных функций первого российского ведомства - Минсельхоза, а также подведомственных ему служб. Следующим ведомством станет Минобрнауки, пишет "Коммерсант".

В течение "года-двух" комиссия рассмотрит данные "сплошного" анализа госфункций министерств и "радикальные" предложения группы под руководством Артемьева, а также второй группы по оценке эффективности работы ведомств правительства, подконтрольных президенту РФ,- ее возглавляет руководитель военно-промышленной комиссии правительства Владислав Путилин.

Как напоминает газета, первым раундом сокращения избыточных госфункций в рамках административной реформы в 2004 году была программа сокращения около 16 тысяч госфункций ведомств, "сплошная" ревизия платных госуслуг и разработка административных регламентов.

Впоследствии комиссия сменила руководителя (Сергея Нарышкина, ставшего главой администрации президента, в ней заменил новый глава аппарата правительства Сергей Собянин), сменились кадры и функции в Минэкономики, в 2006 году ведомства спорили о возможности объединения мероприятий административной реформы и ФЦП "Электронная Россия". В целом работа комиссии на этом существенно затормозилась - в основном из-за ее базового приоритета, принципа "самореформирования" ведомств и фактически самостоятельного определения ими приоритетов сокращения госфункций.

Теперь же группе Артемьева предстоит иметь дело не только со "старыми" избыточными госфункциями, но и с "отрощенными" в 2005-2009 годах.