После прошлогоднего наводнения на Дальнем Востоке российские власти поняли, что ликвидация последствий стихийных бедствий им не по карману. Решением проблемы занялся Минфин, пишет "Независимая газета".
В понедельник Минфин обнародовал законопроект, в котором прописано "поэтапное сокращение государственной финансовой помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций гражданам, не заключившим договор страхования жилого помещения".
Государство полностью не отстраняется от бед населения, однако оно планирует свести свое участие до минимума, разделив все риски между бюджетами разных уровней и, самое главное, страховщиками и населением.
Сначала правительство планировало сделать страхование жилья обязательным для всех. Потом чиновники решили, что страхование должно быть добровольным, но тогда надо создать для населения стимулы застраховаться. Главный стимул, прописанный в законопроекте Минфина, таков: если нет страховки, то после стихийного бедствия новое жилье взамен утраченного будет предоставляться гражданам исключительно в социальный наем, даже если до этого оно было в их частной собственности. Такое жилье нельзя будет приватизировать, продать, обменять.
Российское правительство, таким образом, хочет сбросить с себя расходы по восстановлению жилья в районах чрезвычайных ситуаций и одновременно не решается вводить обязательное страхование жилья, опасаясь негативной реакции населения. В результате на свет появляются спорные и половинчатые законопроекты.
Чтобы заставить граждан страховать свое жилье, Минфин придумал "кнут": без страховки построенное государством взамен разрушенного жилье будет предоставляться гражданам лишь в социальный наем. Однако идея Минфина пока еще не получила поддержки в правительстве.
Власти обещают создать в стране отлаженную систему страхования жилья. Однако не совсем понятно, как государство будет решать проблему с жителями сельской местности, которые обычно не располагают большими доходами и не могут ежемесячно оплачивать страховку.
Именно небольшие населенные пункты в сельской местности страдают от стихийных бедствий в первую очередь. Значит, все сельские жители, которые сегодня проживают в индивидуальных домах, находящихся в их собственности, после очередного наводнения или пожара рискуют переселиться в построенный государством дом, которым они больше не смогут распоряжаться как своим собственным.
Каков будет механизм управления таким имуществом, как это будет реализовываться – об этом в законопроекте Минфина ни слова.
Минэкономразвития уже опубликовало свои возражения, сводящиеся к тому, что механизмы страхования и распределения рисков между бюджетами в проекте недостаточно прописаны.