Институт гуманитарного развития мегаполиса направил министру труда и социальной защиты Максиму Топилину предложения о постепенной отмене системы досрочных пенсий для сотрудников вредных и опасных производств.
ИГРМ считает, что финансирование выплат для досрочных пенсий можно переложить с государства на бизнес уже в 2013-2014 годах. Сейчас таких пенсионеров в России более 6 млн. Работникам придется договариваться о досрочной пенсии с работодателем, указывает "Коммерсант".
Основной аргумент ИГРМ в пользу реформирования института досрочных пенсий - 339 млрд рублей, которые Пенсионный фонд должен будет потратить на выплаты в 2012 году. Эта сумма составляет около трети общего дефицита ПФР.
На 1 января 2012 года из 33 млн человек, получающих трудовую пенсию по старости, 10,9 млн человек имеют льготы, более 6 млн из них - из-за работы на вредных и опасных производствах.
По мысли разработчиков предложений, досрочные пенсии "вредникам" финансируются за счет общих взносов по обязательному пенсионному страхованию, и это превратилось в "скрытое перекрестное субсидирование соответствующих предприятий". "Бесплатные" для них досрочные пенсии не мотивируют улучшать условия труда.
Чтобы мотивировать предприятия, авторы документа предлагают полностью переложить на них финансовую нагрузку по обеспечению досрочного выхода на пенсию сотрудников.
Идею повышенных отчислений в ПФР от владельцев вредных производств поддерживают большинство экспертов, работающих над пенсионной реформой. Так, председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев заявил: "Работодатели должны платить более высокие взносы. Почти 60% людей, которые выходят на льготную пенсию, продолжают работать, то есть государство фактически финансирует работу вредных производств".
Слухи о пенсионной реформе заставляют россиян сомневаться в будущем
Российские граждане больше других обеспокоены предстоящим выходом на пенсию. Сайт Заголовки.ру собрал публикации газет на эту тему. Вице-премьер правительства по социальным вопросам Ольга Голодец предложила сократить накопительную пенсию с нынешних 6% до 2%, напоминает "Московский комсомолец".
"Сэкономленное надо направить на сокращение дефицита Пенсионного фонда", - считает она. Тем не менее попытка сократить накопительную часть пенсии вызвала резкое неприятие в Минфине. Не менее эмоциональными были и эксперты. "На 2% ничего не сделаешь. Это смешно! - считает научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. - Такой подход уничтожает сразу две цели, которые декларировались, - создать новый источник инвестиций и рынок длинных денег".
Сейчас в Пенсионный фонд работодатели отчисляют 22% от фонда оплаты труда. Но для граждан, родившихся позже 1966 года, 6%, то есть почти треть, отчисляется на накопительную часть. Эти "длинные" деньги до выхода человека на пенсию трогать нельзя.
По данным исследования консалтинговой компании Accenture, только 4% работающих считают, что имеют достаточно накоплений, чтобы прожить в старости. Более половины не знают, как скопить себе на пенсию. Пессимизма добавляют постоянно меняющиеся правила игры - будущие пенсионеры боятся отмены накопительной части пенсионного страхования.
Самыми благополучными в этом отношении выглядят Индия и Китай, где необходимые для жизни в старости сбережения имеют 39 и 28% опрошенных соответственно. В таких странах, как США или Германия, порядка 19-21% граждан имеют накопления для пенсии.
В России также больше всего переживают, как прожить в старости. На вопрос "Испытываете ли вы беспокойство по поводу своего финансового положения по выходе на пенсию?" 92% опрошенных ответили утвердительно, приводит данные РБК daily. Больше россиян о своей будущей пенсии переживают только мексиканцы и жители Южной Кореи. Население в странах с развитой экономикой беспокоится о том, как прожить на пенсии, гораздо меньше.
Gо сравнению с другими странами, где в среднем около трети респондентов сказали, что копят деньги на будущую пенсию (помимо обязательных отчислений), в России этот показатель заметно ниже: заботиться самостоятельно о своем достатке в старости у нас готовы только 12%.
Одна из причин в том, что граждане не получают необходимой им информации о пенсионных услугах (так ответили 55% опрошенных), а еще больший процент респондентов заявили о том, что у них просто нет финансовой возможности откладывать себе на пенсию.
"Если правила меняются раз в десять лет, то невозможно говорить о пенсионных сбережениях, - говорит председатель совета НПФ "Европейский ПФ" Евгений Якушев. - У нас и так за последние 20 лет было слишком много революций и не было спокойного будущего, которое нужно для долгосрочного финансового планирования".
По мнению президента НПФ "Первый национальный ПФ" Виталия Плотникова, более важной причиной, почему россияне не спешат откладывать себе на старость, является низкий уровень доходов большей части населения.