Правительство внесло в Госдуму законопроект об амнистии капиталов ("О добровольном декларировании имущества и счетов в банках"). В таком виде амнистия нарушает один из четырех базовых принципов FATF и грозит России включением в черный список организации, заявили "Ведомостям" участвующие в обсуждении проекта чиновники.
О рисках Россию уже предупредил исполнительный секретарь экспертной группы Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Moneyval) Джон Рингут на встрече с руководителем Росфинмониторинга Юрием Чиханчиным, представителями Минфина, администрации президента и правоохранительных органов.
Российский законопроект признает содержание деклараций налоговой тайной: его нельзя будет использовать ни для возбуждения уголовного, налогового или административного дела, ни как доказательство. Налоговики могут отказаться от дачи показаний по декларациям. Разглашение данных, отнесенных к налоговой тайне, или их утрата влечет уголовную ответственность (до трех лет лишения свободы, при тяжких последствиях - до семи).
Такая повышенная секретность нарушает один из ключевых принципов (третий) FATF. Подразделения финансовой разведки, налоговые, таможенные, правоохранительные, надзорные органы и прокуратура должны обмениваться информацией, чтобы выявлять и расследовать любые попытки воспользоваться амнистией для отмывания денег или финансирования терроризма, следует из документов FATF.
Прежняя версия законопроекта не нарушала третий принцип FATF: она позволяла ФНС и Росфинмониторингу передавать правоохранительным органам информацию из деклараций, если она касалась преступлений, не попавших под амнистию. Но эта версия не понравилась первому вице-премьеру Шувалову, рассказывали участники совещаний.
Противоречия существуют, признает чиновник финансово-экономического блока правительства: концепция полной амнистии, которой требовал президент, изначально не отвечает принципам FATF. Если Россия будет настаивать, учитывая развивающийся политический конфликт с Западом, FATF включит ее в черный список, считает он.
Нельзя давать поводов для очередных санкций, тем более со стороны FATF, говорит федеральный чиновник: они могут быть жестче политических. Это не только запрет привлекать фондирование, но и ограничение корреспондентских отношений, суммы переводов. Вариант всепрощения даже политически неверен: правительство заподозрят в желании помочь близким бизнесменам, заявил изданию один из опрошенных чиновников.