Дмитрий Медведев не решился представить в Давосе экономическую программу правительства до 2018 года
Reuters

Дмитрий Медведев не решился представить в Давосе экономическую программу правительства до 2018 года, где утверждается, что Россия на излете двадцатилетнего правления Владимира Путина будет счастливой, модернизированной и процветающей страной. Каким образом будет достигнут тот или иной результат, в документе не говорится.

Так, "Ведомости" отмечают бросающийся в глаза резкий контраст между сверхоптимистичным взглядом на будущее России, изложенным в программе Медведева и прогнозами международных экспертов.

В докладе о России, который был подготовлен для Всемирного экономического форума большой группой международных экспертов, лишь один из трех возможных сценариев выглядит более-менее позитивным (возрождение регионов, которое может произойти вопреки бессилию федерального правительства).

Оба других сценария довольно печальны: это либо политический кризис, вызванный столкновением властей с обществом на фоне высоких нефтегазовых доходов, либо жесткое огосударствление экономики в случае резкого падения цен на нефть. Но сценаристы из правительства теперь перестали обращать внимание на мнение профессиональных экономистов.

Правительство пообещало "догнать и перегнать" Евросоюз к 2030 году

Россия к 2030 году выйдет на уровень экономического развития, соответствующий статусу ведущей мировой державы XXI века. При этом качество жизни ее граждан превысит средний уровень наиболее развитых государств, включая США и Евросоюз и Австралию. Зарплата россиян к этому времени вырастет в два раза, пенсии - в три раза, - таков прогноз Минэкономразвития. Из трех рассматриваемых им вариантов развития самый скромный предполагает рост экономики страны в среднем на 3,2% в год.

Так, например, в прогнозе сказано, что мировое лидерство России к 2030 году должно быть достигнуто путем создания глобально конкурентоспособной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику. Для этого необходимо повышать качества деловой среды, инвестиционного климата и эффективности государственного управления в экономике.

При этом госсектор, как полагают в ведомстве, существенно сократится, большинство госкорпораций будет ликвидировано, реализуется программа приватизации.

Сценариев развития традиционно три: консервативный, инновационный и целевой (форсированный). Но даже первый, самый пессимистический, обеспечит, по мнению экспертов ведомства, умеренный темп роста российской экономики.

В долгосрочном прогнозе социально-экономического развития России до 2030 года, пишет "Российская газета", для российской экономики традиционно намечено три пути. Их главное отличие друг от друга - готовность государства тратить деньги на поддержку роста. При форсированном сценарии зарплата может вырасти до 4,4 тысяч долларов. Инновационный сценарий даст 3,1 тысячи, а консервативный и того меньше - всего 2,5 тысячи долларов в месяц. Но для того чтобы пришпорить развитие экономики, придется поступиться макроэкономической стабильностью.

За модернизацию - сроком до 2018 года - готов взяться Дмитрий Медведев. В четверг, 31 января, на расширенном заседании правительства в Кремле, в присутствии президента Владимира Путина и членов президиума Госсовета премьер огласит программу деятельности своего кабинета. В основу программы положены путинские инаугурационные указы.

Столь оптимистичный взгляд в отдаленное будущее не обоснован, констатирует в своем обзоре газет сайт "Заголовки.ру"

О модернизации экономики, улучшении инвестиционного климата и повышении производительности труда власти не устают говорить уже много лет, пишут "Новые Известия". Но существенное улучшение упорно не наступает.

Страна по-прежнему зависит от экспорта энергоресурсов, темпы промышленного развития замедляются, капитал вопреки заверениям Центробанка продолжает "делать ноги" из страны. Впрочем, при составлении своего прогноза МЭР мог учитывать новую пенсионную реформу, когда каждый пенсионер сам будет ответственен за свои накопления. А рост зарплат же чиновники, скорее всего, связывали как раз с сокращением трудоспособного населения.

Однако по мнению сотрудника Института экономики РАН Александра Виленского, коррупция сведет в ничто все самые хорошие планы, отмечает "Комсомольская правда". "Главное - построить нормальную судебную систему, сейчас судьи у нас превратились в независимую касту, их решения невозможно отменить даже в вышестоящих инстанциях - все сковано круговой порукой, - считает он. - Пока предприниматель будет всегда виноват перед чиновником, экономику не сдвинуть".

"Финансисты при оценке рисков всегда придерживаются пессимистического прогноза развития, - сказала "Независимой газете" первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. - В данном случае стоит отталкиваться от консервативного прогноза, который предполагает активное использование имеющихся ресурсов и возможностей.

Два других сценария предполагают не только развитие ТЭКа, но и глобальные изменения инвестиционного климата, диверсификацию экономики, а также серьезные преобразования в системе госуправления. Однако, как показывает практика, изменения в этих сферах даются России с большим трудом"

Курс на диверсификацию экономик был объявлен еще до кризиса, но пока ощутимых результатов это не принесло, отмечает аналитик. Проблемы с инвестклиматом также известны, но серьезных изменений за последние годы не произошло, о чем свидетельствуют объемы оттока капитала из России. И если в ближайшую пятилетку в этих сферах не произойдет сдвига, реализация форсированного или даже инвестиционного сценария развития будет маловероятна.

В выстроенной Владимиром Путиным системе ручного управления любые стратегии и программы одинаково бессмысленны - и те, что учитывают мнение профессионалов, и те, что не учитывают, подводят итог "Ведомости".

Правительственные стратегии и программы в России служат лишь для того, чтобы транслировать в общество официальную повестку дня. Она у нас, как известно, прогрессивная, модернизационная и демократическая. Поэтому фантастика и царит на страницах правительственных программ, стратегий, концепций, посланий к Федеральному собранию.