За первые девять месяцев этого года пираты выложили на русскоязычные сайты 284 новые "экранки" вышедших в российский прокат фильмов ("экранкой" называют копию фильма, снятую прямо в кинотеатре). Такую статистику приводит в своем исследовании компания Group-IB, специализирующаяся на расследовании киберпреступлений.
По словам аналитика Group-IB Дмитрия Тюнькина, число "экранок" стало расти в конце 2016 года: за весь тот год в Сети появилось всего 33 копии фильмов, а в прошлом году их было уже 211. С учетом того, что с начала этого года в прокат в России вышли почти 330 фильмов, пираты смогли опубликовать 85% из них сразу после начала показов, пишет газета "Ведомости".
Как рассказал Тюнькин, рост числа нелегальных копий может быть связан с тем, что в конце 2016 года в так называемом теневом интернете (DarkNet) стали появляться объявления о найме людей для съемок "экранок" российских или дублированных иностранных фильмов, и с тех пор съемки таких копий и их размещение в Сети становились все более организованными, а их качество росло.
Последние годы пиратские сайты зарабатывают на рекламе в выкладываемых фильмах и сериалах. По данным Group-IB, такая реклама приносит пиратам 90-95% доходов, в то время как распространение нелегальных копий музыки и софта становится все менее выгодным. По оценкам экспертов, в прошлом году доходы русскоязычных пиратских сайтов выросли на 21% и составили 85 млн долларов.
Как заявил РБК, гендиректор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин, чаще всего пиратские видео распространяются через "Яндекс" и Google, а также в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". При этом, он в очередной раз заявил, что Google работает в России по тем же принципам, что и в США, и удаляет из выдачи ссылки на пиратский контент по запросам правообладателей. "Яндекс" же, по словам Бырдина, этого не делает, что и привело к тяжбе поисковика с телеканалами, которая поставила "Яндекс" на грань блокировки.
Гендиректор прокатной кинокомпании "Централ партнершип" Вадим Верещагин заявил, что не видит заметного ухудшения ситуации с "экранками", а блокировки пиратских сайтов работают. По его словам, появление в Сети нелегальной копии фильма сразу после премьеры в кинотеатрах негативно сказывается на сборах, но усиления этого эффекта в последние два года не наблюдается.
В то же время, по данным "Бюллетеня кинопрокатчика", за первые восемь месяцев 2018 года кассовые сборы российского кинопроката составили около 34 млрд рублей, что на 8% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.