Сооснователь компании Mail.ru Group и основатель инвестиционного фонда Grishin Robotics Дмитрий Гришин в соавторстве с управляющим партнером санкт-петербургского офиса Dentons и руководителем российской практики в области интеллектуальной собственности, IT и телекоммуникаций Виктором Наумовым создал концепцию первого в мире закона о робототехнике, пишет газета "Ведомости".

Гришин рассчитывает, что концепция станет базой для внесения изменений в Гражданский кодекс (ГК) и отдельного закона "О робототехнике". По его мнению, три закона робототехники, сформулированные писателем Айзеком Азимовым еще в 1942 году, могут иметь актуальное практическое применение в юриспруденции, а Россия в случае принятия закона может стать пионером в области регулирования робототехники, получив серьезные преимущества перед другими странами.

"Хорошее законодательство станет нашим преимуществом. И иностранные команды будут приезжать сюда пусть сначала и не для разработки, но для проведения тех же тестов. И так мы сможем сильно продвинуться в этой области", - отметил Гришин.

Подготовленный партнерами документ предлагает частично использовать в отношении роботов регулирование, которое применяется к животным и юрлицам. Так, в концепции отмечается, что искусственный интеллект как таковой не может делать роботов субъектами права по причине отсутствия эмоций, но роботы схожи с животными, поскольку способны совершать автономные действия. Кроме того, как и юрлицо, робот является особой юридической конструкцией.

Гришин полагает, к создателям роботов могут применяться нормы об ответственности владельца источника повышенной опасности, поскольку робот может причинить вред, и в документе описаны четыре сценария, в которых действия робота подпадают под уголовное право. Этот перечень включает конструирование робота-убийцы специально для совершения правонарушения, отключение программных и аппаратных функций, блокирующих возможность причинения вреда человеку, конструирование робота, способного причинить вред человеку, и конструирование робота без осознания того, что он может быть использован для причинения вреда человеку. При этом концепция оставляет открытым вопрос о том, какие роботы и по каким критериям могут быть отнесены к источникам повышенной опасности.

По словам Гришина, проект концепции был направлен в ведущие юридические институты: Институт государства и права РАН, Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве, МГУ и СПбГУ, Московскую государственную юридическую академию и Высшую школу экономики.

Комментируя инициативу Гришина, президент компании Cognitive Technologies, которая занимается созданием самоуправляемых автомобилей для "КамАЗа", Ольга Ускова отметила, что регулирование должно быть шире предложенных Гришиным изменений, и в первую очередь необходимо отработать метрики и стандарты для определения уровня интеллектуализации роботов. Также необходимо создать правила поведения машин с интеллектом в критических ситуациях.

В свою очередь, Виталий Недельский, президент Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР), которая недавно выяснила, что плотность промышленной роботизации в России в 70 раз ниже среднемировой, отметил, что концепция Гришина направлена на сервисных роботов, сегмент которых пока невелик, но растет гораздо быстрее, чем сегмент промышленных роботов. В этом смысле Недельский считает начало обсуждения законопроекта вполне уместным, добавляя, что в данном случае речь идет о трансграничном регулировании, поскольку само по себе явление не может быть локальным.