Жители центра Москвы протестуют против уничтожения деревьев в сквере на Миусской площади и опасаются за судьбу уникального сада в Хамовниках, где обитают уникальные растения, занесенные в Красную книгу.
Жители окрестностей Миусской площади подозревают, что все дело в строительстве парковки для Общественной палаты, хотя там открещиваются от обвинений. По другой версии, деревья рубят ради работ на теплотрассе, ведущей к жилому комплексу на окраине Москвы - в районе Щукино, пишут "Московские новости".
Между тем накануне префектура Центрального округа остановила работы по прокладке теплотрассы в Миусском сквере. Именно из-за этого в сквере началась вырубка деревьев.
Москвичи, живущие в районе Миусской площади, уже привыкли к акциям в защиту сквера. Еще в начале 1990-х, когда здесь вырубили около 120 деревьев, они вышли на улицу и отстояли сквер.
"Вместо спортплощадок и деревьев хотели построить то ли новый спорткомплекс, то ли баскетбольную школу. Дело благое, но почему-то хотели воткнуть это на месте единственной зеленой зоны в районе. В итоге порубили деревья, но начались мероприятия жителей в защиту, все демонстративно вышли и посадили новые деревья (я тоже сажал), строительство удалось не допустить", - вспоминает местный житель Сергей Сумбаев.
После того как осенью 2012 года участок сквера огородили и деревья снова начали уничтожать, люди опять собрались на митинг. Они также обеспокоены реконструкцией здания Общественной палаты, находящегося рядом с местом вырубки. Кто-то посчитал, что сквер страдает именно из-за этого - якобы нужно место для парковки ОП. В сообщении префектуры об остановке работ также говорится о строительстве теплотрассы для здания ОП.
При этом порубочный билет на уничтожение 29 деревьев был выдан в связи с прокладкой теплосети для дома, расположенного на улице Маршала Рыбалко в районе Щукино. На информационном щите, размещенном на ограде, указано, что растительность будет восстановлена.
300 видов растений на 20 сотках
А жители Хамовников и сочувствующие им горожане протестуют против строительства элитного комплекса, который рискует разрушить сад с растениями из Красной книги, рассказывает "Большой город".
"Сад Травникова - это фактически маленький "Аптекарский огород", - рассказывает ландшафтный дизайнер Елена Головкова. - С первого взгляда я обнаружила здесь такие краснокнижники, которых и сейчас в наших местах почти нет, а в середине прошлого века - и подавно".
"Наши дома пленные немцы построили в 1943 году. В те времена вокруг были сплошные лачуги из фанеры, каких-то случайных досок - как там люди жили, непонятно, - вспоминает дочка создателя сада Павла Травникова Генриэтта Павловна Конюхова. - Но жили. Там много корейцев было, были и мои одноклассники".
Трущобы снесли только в 1956 году, к первой Спартакиаде народов СССР. И тогда Павел Травников решил потратить остаток своих дней на украшение окружающей действительности. В Москве тогда было много строек, ездило много машин с землей. Так что грунт для сада Павел Иванович покупал прямо у шоферов на свою пенсию по инвалидности. Там всего-то земли полтора метра, а под ней битый кирпич. Вскоре двор расцвел розами. Потом увлечение сменилось, и на смену розам пришли клематисы. Этих усыпанных цветками лиан в Москве тогда практически не было, и первые клематисы Генриэтта покупала в Киевском ботаническом саду.
В саду проводили праздники, устраивали конкурсы букетов, а каждое 1 сентября тут срезали все цветы, и дети шли с ними в школу. Такая была традиция. С садоводом-самоучкой водили дружбу серьезные ботанические сады. Сад рос и усложнялся. В 1980-х годах тут на 20 сотках уживалось более 300 видов растений, 30 из них - из Красной книги.
В 1984-м Павел Иванович слег. За садом еще ухаживали энтузиасты, но к 1990-м они порядком постарели, да и время было непростое. Даром что сад был к этому времени признан особо охраняемой природной территорией, охранять его никто особо не собирался. Многие растения тогда разворовали по дачам, красивую ограду сдали в металлолом. Кончилось все тем, что сад обнесли металлической сеткой и от греха подальше закрыли на замок.
С 2007 года за дело взялся учитель-биолог из соседней 588-й школы. Поэтому большая часть нынешних садовых активистов - бывшие ученицы этой школы и их друзья. Они собираются тут по воскресеньям: поливают, убирают, пропалывают.
"Точечный" апарт-отель
Но недавно у сада Травникова появились противники посерьезнее, чем сныть и чистотел. На третий квартал 2012 года был назначен старт строительства Komsomolsky De Luxe, нового элитного комплекса компании "Донстрой", на месте ресторана "Крымский". Как отмечает "БГ", история этого участка - история долгих, плохо замаскированных градостроительных нарушений. Когда в конце 2007 года в Москве формально запретили точечную застройку, был придуман способ обходить этот запрет. Все просто: берут несколько перспективных для строительства участков поближе друг к другу и объявляют их освоение комплексной реконструкцией района.
Именно это и произошло на Крымской площади. Там "комплексную реконструкцию" слепили из четырех абсолютно самостоятельных объектов, изрядно друг от друга удаленных.
Среди них Провиантские склады, которые тогда собирались реконструировать, снабдив внушительной подземной автостоянкой и стеклянным куполом вместо внутреннего двора. К счастью для города, после отставки Лужкова от этого отказались. Другой частью "комплексной реконструкции" стал "Дом Парка культуры", уродливая башня на внешней стороне Садового, всего с 30 парковочными местами на 13 этажей офисов. Ее, к сожалению, построить успели. Третьим объектом был некий деловой центр в Малом Чудовом переулке, судьба которого на сегодняшний день неизвестна. А четвертый - апарт-отель на месте ресторана "Крымский", который и угрожает саду имени Травникова.
В данном случае подразумевается "отель" в семь наземных этажей и общей площадью 12 тысяч квадратных метров. Формально сад Травникова он не задевает, но идет ровно по его границе. Собственно, по территории сада в новый дом должны прийти инженерные коммуникации.
Летом жильцы устроили первый митинг против стройки. После этого с сайта "Донстроя" исчезли до того активно продававшиеся апартаменты и была создана согласительная комиссия, в которую вошли в том числе и местные жители. Но в удачный исход заседаний защитники сада верят слабо, и 17 ноября они снова выйдут на улицу.