В прошлом году в Астрахани произошло 120 поджогов. За пять месяцев этого года - только официально 18. Но далеко не все пожары власти признают поджогами, хотя пострадавшие жители и их соседи уверены, что это умышленные диверсии чиновников и бизнесменов. "Новая газета", побывавшая на месте событий, рассказывает истории четырех таких пепелищ.
Первая волна поджогов в Астрахани была зафиксирована в 2005 году после скандальных выборов мэра Сергея Боженова. Но со временем количество пожаров не уменьшается, дома выжигают прямо вместе с людьми, а на месте пожарищ вскоре появляются новостройки, коттеджи и магазины, пишет НГ. В этом году астраханцам пришлось воссоздать "Союз погорельцев", появившийся в 2005-м, так как пошла очередная волна поджогов.
Для местных жителей уже стало привычным организовывать по ночам дежурства, расставлять по периметру дома видеорегистраторы, чтобы в полиции не сказали, мол, вы сами спичками баловались. Хотя, как показывает практика, видеокадры с поджигателями полицию не волнуют.
История первая - про сгоревший дом N47/1 на улице Иванова/Калинина.
Этому многоквартирному двухэтажному кирпичному дому было больше ста лет, когда летом 2011 года мэрия признала его аварийным. Комиссия МЧС за один вечер выселила жителей-собственников, а вскоре дом подожгли, и собственники остались совсем без крова. Их приютили родственники. Семью Грушевых, например, чиновники вообще отказались признать нуждающимися в улучшении жилищных условий, так как они не смогли предоставить справку о доходах пятилетнего сына.
"Из-за этой справки нас и не поставили в очередь", - говорит бабушка Вера Грушевая. Она председатель "Союза погорельцев" Астрахани.
"МЧС сообщило нам о выселении, когда мы вечером пришли домой после работы, - включается в разговор Наталья, еще одна жительница этого сгоревшего дома. - Не дали даже вещи собрать. Сказали, что будет выставлена охрана. Охрана простояла три дня. Когда ее сняли, пришли мародеры. А затем наш дом кто-то поджег со всеми пожитками. Пожарные приехали без воды. Видимо, когда дом должен быть снесен с лица земли, пожарные могут приехать без воды. Мы сами пытались тушить, бегали, а они просто стояли".
"А нам сказали: "Кому надо, обращайтесь в маневренный фонд", - добавляет Вера Грушевая. - Фонд предложил по комнате на семью на окраинах. Но как можно с маленькими детьми жить в таких условиях?! И потом мы - собственники". От такого жилья они отказались.
"Нам все время говорили: "Идите в суд", - думали, что не подадим иски, потому что денег на адвокатов нет, - продолжает Грушевая. - А мы пошли к Шеину (бывший депутат Госдумы, кандидат на пост мэра. - Прим. ред.). Он выступал как наш представитель - за месяц выиграли четыре суда у мэрии, представители которой несли в суде такое, что даже судьи улыбались. Они говорят: "Мы им квартиры не дадим. Тогда землю надо у них отобрать". Судьи: "Так земли нет давно, она же продана вами. Вы знаете земельные отношения?" - "Не знаем". Судья: "Товарищи, что же вы знаете?" В общем, суды обязали предоставить нам жилье".
Вторая история про поджоги дома семьи Порфирьевых.
6 мая 2013 года в 4 часа утра двое злоумышленников подожгли дом Порфирьевых на улице Амурская. У семьи был на тот момент конфликт с директором строительной компании "Инвест-Строй" Алексеем Пустоваловым, которому мэрия, объяснив "муниципальными нуждами", отвела землю под долевое строительство многоэтажек, в том числе и землю Порфирьевых, издевательски предложив собственникам чуть больше 2 миллионов. Те отказались.
Незадолго до 6 мая дом уже поджигали, но жильцы успели потушить. Так что к следующему ЧП Порфирьевы были готовы: бочки с водой на ночь оставляли во дворе и закупили видеорегистраторы (9 штук). Не спасло. Пожар занялся глубокой ночью. К счастью, мимо проезжала машина ГИБДД, сотрудники вызвали пожарных. В итоге сгорела лишь одна из комнат.
Регина Порфирьева и ее сын показывают видео с регистраторов: двое мужчин подходят к забору и забрасывают бутылки внутрь. "А в полиции предположили: "Да они, может, просто пивко в руках держали", - рассказывает Регина. - И еще сказали: "Это могли быть и ваши родственники".
После того как поджог сорвался, директор строительной компании Пустовалов 13 июня лично подтянул бульдозер к дому и принялся его сносить. Разнес полдома. В оставшейся половине семья Порфирьевых сейчас и живет.
Дело в отношении Пустовалова завели за "самоуправство" и "уничтожение имущества", но отпустили под подписку. Порфирьевы считают, что Пустовалов - лишь ширма для кого-то из районной администрации, которая строит рядом Амурский бульвар, - по документам выходит, что он проходит как раз по земле Порфирьевых.
Сгорают люди и животные
Еще одна история про двухэтажный старый дом 5 на улице Писарева в центре города. Его власти тоже собирались сносить, и его также дважды пытались поджечь: 15 июня и 17 июня 2013 года. Успешно. Дома не осталось вообще. К счастью, никто, кроме двух собак, не погиб.
Погорельцы, которые теперь ютятся по родственникам и на съемных квартирах. рассказывают, что в первый раз сами задержали поджигателей, сдали их в полицию, но на следующий день их отпустили.
Жильцы не полностью на тот момент еще сгоревшего первого этажа организовали ночное дежурство. Спустя два дня дом снова пришли дожигать. В три часа ночи. И опять жильцы поймали поджигателей. Василий и Юрий Яцковы признались, что заказчик - некто Александр Дмитриев - дал им по 3 тысячи рублей. У жильцов есть аудиозапись разговора. Обоих опять доставили в полицию, но и этих на следующий день отпустили. Подозреваемым сделали лишь одного - у которого оказалась справка из психлечебницы.
Теперь в остальных домах на улице Писарева - повышенная боевая готовность: жильцы дежурят по ночам. Уверены, что выжигать будут и их. Ведь сожгли все дома в ближайшем районе.
Тот же сценарий с поджогом дома 94/20 на перекрестке улиц Свердлова и Победы, где явно хорошее место под торговый центр или магазин.
Поджигали в два этапа с разницей в несколько дней. Итог: дом выгорел полностью. Один человек - 72-летняя Алия Сафина - погиб, другие получили травмы, выпрыгивая из окон, - переломы позвоночника, рук и ног плюс отравление угарным газом. Произошло это в 2012 году. СК под напором жителей признал: поджог. Но виновных не нашли.