На сессии Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО, который в настоящее время заседает в Стамбуле, принято решение о включении в список всемирного наследия зданий, построенных по проектам основоположника архитектурного модернизма и функционализма Ле Корбюзье.
17 работ выдающегося архитектора, который называл свои эксперименты "исследованием пациента", расположены в Аргентине, Бельгии, Франции, Германии, Индии, Японии и Швейцарии, уточняет сайт ЮНЕСКО. В комитете отмечают, что решение стало признанием заслуг Ле Корбюзье, ставшего изобретателем нового архитектурного языка, порвавшего с прошлым.
Среди выделенных объектов - Капитолия в Чандигархе (Индия), Национальный музей западного искусства (Токио), Дом Куручета в Ла-Плате (Аргентина) и Марсельский блок (Франция). В этих проектах, пишет Colta, "нашли отражение новые архитектурные техники, которыми модернизм ответил на потребности общества в XX веке".
Ле Корбюзье (1887 - 1965) - французский архитектор, художник и дизайнер швейцарского происхождения, представитель архитектуры интернационального стиля. Здания по его проектам можно увидеть в разных странах мира - в Швейцарии, Франции, США, Аргентине, Японии и даже в России. Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье: блоки, поднятые над землей, колонны под ними, плоские используемые крыши-террасы, просматриваемые насквозь фасады, шероховатые неотделанные поверхности бетона, свободные пространства этажей (так называемый свободный план). Эти приемы стали привычными чертами современного строительства.
Ле Корбюзье (настоящее имя – Шарль Эдуар Жаннере) родился в Ла-Шо-де-Фон в Швейцарии 6 октября 1887 года. Изучал архитектуру у Хофмана в Вене (1907), Перре в Париже (1908–1910), Беренса в Берлине (1910–1911). В 1922-м со своим двоюродным братом Пьером Жаннере основал в Париже архитектурную мастерскую; они продолжали работать вместе до 1940 года.
В 1920-м Ле Корбюзье и поэт Дермэ создали авангардный полемический журнал "Эспри нуво" (издавался в 1920-1925 годах), со страниц которого звучала пропаганда идей функционализма. В книгах "К архитектуре" (1923), "Урбанизм" (1925) и в ряде статей, напечатанных в "Эспри нуво", Ле Корбюзье сформулировал свои знаменитые Пять принципов современной архитектуры (здание на свободно стоящих опорах, свободная композиция фасада, ленточные окна, плоская крыша с террасой-садом, свободная внутренняя планировка). Эти принципы нашли свое воплощение при создании виллы "Савой" в Пуасси близ Парижа (1929), а затем общежития швейцарских студентов в университетском городке в Париже (1930–1932).
Ле Корбюзье принадлежит несколько утопических градостроительных проектов, предусматривавших организацию городской жизни в нескольких вертикальных ярусах, регулярный план города с делением на разнофункциональные зоны, строго упорядоченную посредством архитектуры и таким образом уподобленную работе машины деятельность людей (план "Вуазен" для Парижа и планы нового устройства Буэнос-Айреса, Алжира, Антверпена и др.). Один из таких проектов предполагал перестройку Москвы по регулярному плану, но абсолютно без учета ее исторической застройки и особенностей ландшафта. В России по проекту Ле Корбюзье было построено здание Центросоюза на Мясницкой улице (1928–1933, при участии архитектора Колли). Ему принадлежит также один из проектов Дворца Советов. Среди построек Ле Корбюзье 1930-х – начала 1940-х годов – здания Центра Армии спасения в Париже (1932–1933) и Министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (1937–1943, совместно с рядом других архитекторов).
В 1940-х годах Ле Корбюзье разработал систему гармонических величин, основанную на пропорциях человеческого тела, которая должна была стать отправной точкой архитектурного проектирования; она получила название "модулор". В 1948–1952 он построил в Марселе "жилую единицу" – 17-этажный дом яркой расцветки, снабженный солнцерезами, для которого предполагалась возможность автономного функционирования, однако эта идея не была осуществлена. Впоследствии им были созданы капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане (1950–1953); генеральный план города и административные здания в Чандигархе, столице индийского штата Пенджаб (1950–1957); Национальный музей западного искусства в Токио (1957–1959); Центр искусств Гарвардского университета в Кембридже в США (1964); больница в Венеции (1965).
Ле Корбюзье принадлежит около 50 монографий и статей. Самые известные из его трудов – "К архитектуре" ("Vers une architecture", 1923), "Урбанизм" ("Urbanisme", 1925), "Когда соборы были белыми" ("Quand les cathedrales etaient blanches", 1937); "Три человеческих установления" ("Les Trois Etablissements humains", 1945). В 1918 году вместе с Озанфаном он стал одним из основоположников движения пуризма в живописи.
Умер Ле Корбюзье во французском местечке Рокбрюн Кап-Мартен 27 августа 1965 года.