Муниципальные власти незаконно выделили под строительство жилья и турбаз 26 участков на заповедной земле в Сарайской бухте на острове Ольхон на Байкале. Общая площадь участков, отданных в частную собственность, составляет более 27 тыс. кв. метров.

Как сообщила пресс-служба депутата Госдумы от Иркутской области Николая Николаева, "в водоохранной зоне Байкала на берегу Сарайского залива с красивейшим природным ландшафтом муниципальная администрация предоставила участки под виды использования, предполагающие нанесение колоссального вреда природе".

Отмечается, что не были учтены ни уникальность лиственично-соснового леса, возраст деревьев в котором достигает 400 лет, ни наличие редких краснокнижных растений, передает "Интерфакс".

"Это противоречит законодательству РФ и международным обязательствам страны, так как Байкал является объектом Всемирного природного наследия", - подчеркнул депутат. Росприроднадзор уже поставлен в известность о передаче земель в частную собственность. Депутат отметил, что земли "могут быть возвращены государству".

Ольхон - самый большой остров на Байкале, входит в состав Прибайкальского нацпарка, является самым популярным местом отдыха российских и иностранных туристов. Земля там имеет высокую ценность как площадка для строительства тур­баз и гостиниц. В последние 10 лет ее стоимость подскочила до запредельных высот.

На территории Ольхона находятся земли не только местной администрации, но и Прибайкальского национального парка - так называемые земли двойного под­чинения. На карте они обозначаются как "земли сельскохозяйственного назначения, входящие в состав парка без изъятия из хозяйственного использования". В соответс­твии с этим местное самоуправление не имеет права отдавать участки в аренду без согласования с администрацией парка. Однако в последнее время это правило часто нару­шается. Из-за такой ситуации остров Ольхон может повторить судьбу маломорского побережья (материковая часть Ольхонского района на берегу Малого моря), где огромные терри­тории были распроданы и застроены турбазами и частными домами.

Как пишет эколог Виталий Рябцев, за два года ручеек китайских туристов на Ольхон превратился в огромный поток, с июня 2017 года на треть возросла пропускная способность паромной переправы. В мае началось строительство в священном Шаманском лесу и одновременно стало известно, что значительная часть этой территории, покрытой древним лесом, продана и подлежит застройке. На Ольхоне - в центральной экологической (или водоохранной) зоне, в Прибайкальском национальном парке - объемы строительства сейчас такие, что на память приходят времена "ударных комсомольских строек".

Режим заповедного участка на острове существует лишь на бумаге. Все степные земли острова имеют статус с/х назначения и включены в национальный парк без изъятия из хозяйственного использования. На них разрешается традиционное сельское хозяйство, а именно - скотоводство.

Развитие туристической отрасли и активная про­дажа земель на Ольхоне породили массу нерешенных проблем, в частности проблемы водоснабжения и отсутствия дорог, о которых на прямой линии с президентом говорили жители острова.

Однако принявшие участие в прямом включении жители острова делали почему-то упор на необходимость изменения статуса водоохранной территории Ольхона, тогда как вся местная общественность и экологи требуют, наоборот, присвоить острову статус национального парка.

Такое предложение прозвучало и на круглом столе "Реализация экологической политики в Иркутской области" в рамках международного молодежного форума "Байкал 2020". Участники этого мероприятия обсудили экологические проблемы озера Байкал и нормы законодательства об ответственности за экологические правонарушения. Cтихийная туристическая деятельность на острове наносит серьезный ущерб экологии Байкала, но не приносит реального дохода в бюджет. Поэтому было предложено разграничить зоны развития туризма и особые экологические зоны повышенного внимания.

Экологи уверены, что появление хорошей дороги на острове мгновенно спровоцирует 10-20-кратный рост потока автомобилей, пересекающего заповедную зону Прибайкальского национального парка. И экологические последствия этого понятны и предсказуемы.

Прибрежная земля на острове продается и перепродается. Местные депутаты и чиновники давно добиваются "совершенствования регулирования земельных отношений на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), которые бы позволили использовать в хозяйственной деятельности земли национальных парков без ущерба для экологии".

Иначе говоря, они добиваются возможности массовой застройки уникальных природных территорий - в частности, реликтовых байкальских степей, - что пока запрещает природоохранное законодательство.

Но в "Год экологии" местные власти якобы "по просьбам населения" запустили процесс ослабления природоохранного режима на Байкале, вынеся этот вопрос даже на прямую линию с президентом.

Теперь застраиваются ранее нетронутые территории, разрастаются прибрежные поселения. Стремительно увеличивается поток туристов, а вместе с ним и объем загрязнений, количество лесных пожаров, рекреационная нагрузка на природные территории. Сокращается биоразнообразие Байкальской котловины, мелководная полоса заросла чуждыми водорослями, резко снизились рыбные запасы, гибнут байкальские губки, рачки, моллюски и т. д.

Местные жители уже подняли вопрос о проведении референдума, цель которого - не допустить ослабления Федерального закона "Об охране озера Байкал" и иного природоохранного законодательства, регулирующего его водоохранную и центральную экологическую зоны, а также добиться запрета увеличения эксплуатации Байкала и байкальских прибрежных территорий.