В Сочи закончилась Олимпиада, отшумели фанфары "Формулы-1", а город по-прежнему сбрасывает нечистоты в Черное море. Хотя к зимним играм здесь были построены новые очистные сооружения, проложены дороги, но коммунальное хозяйство разрушалось так долго, что даже за счет олимпийского бюджета восстановить его не удалось, пишет "Новая газета".

"Нечистоты льются в речку из трубы, торчащей на обрыве. Трубу вроде как спрятали, но ее выдает тошнотворный запах. У противоположного берега река Буу естественного зеленоватого цвета, а вокруг трубы - белесая и безжизненная. Ниже по течению дно в каких-то лохмотьях, похожих на серую вату: это содержание белесой жидкости, так сказать, в концентрированном виде. А на берегу, прямо за трубой - очистительные сооружения, которые, судя по виду, помнят еще Хрущева. Из них в реку и льется нечто гнилое", - рассказывает корреспондент газеты, побывавший в сочинском поселке Вардане.

В поселке Красная Поляна благодаря Олимпиаде появились новые дороги. Но вот обещанного газа как не было, так и нет. Если по трубам пустить газ, это решит проблему лишь наполовину. Потому что за подвод газа к дому надо платить из собственного кармана. "Один только проект обходится в 70 тысяч, плюс подключение - тысяч 200, - загибает пальцы местная жительница Наталья Колосюк с улицы Турчинского. - Мы сейчас пока канализацию подводим, за проект отдали 40 тысяч и за подключение - 8. Это всего-то за три метра канализационной трубы".

А на соседней улице Гидростроителей ругают электросети. Отец семейства, Иван, объясняет: "Либо электрочайник надо включать, либо стиральную машину. Если вместе - то пробки выбивает". Краснополянцам сейчас установлен лимит: не больше пяти киловатт на один дом, отмечает газета.

В Мацесте к Олимпиаде был построен новый эффектный вокзал: темно-коричневое стекло, пять входов с автоматическими дверями, высокотехнологичные системы сканирования. Только ничего не работает, сообщает "НГ": двери закрыты, на выходе с вокзальной площади навалены куски бетона вперемежку с колючей проволокой и остатками железных конструкций. До Олимпиады пройти с моря в поселок можно было мимо станции по мосту и далее через рощу. Но к Играм мост перекрыли огромным железным щитом, и теперь выйти можно лишь через турникеты, мимо видеокамер и охраны. После Олимпиады все должны были открыть заново, но не открыли.

"Для тех людей, которые живут на этой территории..."


Печально известный поселок Ахштырь, который после начала олимпийского строительства, с 2010 года, остался без воды в колодцах, по-прежнему ждет обещанного водопровода. Пока же воду привозят автоцистернами, но и то с перебоями.

Вдоль села Ахштырь была построена авто- и железная дорога Адлер - Красная Поляна.
Несколько лет ахштырцы требовали сделать выезд из села на трассу, но, увы: чтобы выехать, нужно сделать крюк семь километров. Ничего не досталось и пешеходам. Перед Олимпиадой воронежский институт "Гипрокоммундортранс" предлагал проект подземного перехода под трассой. В итоге ни перехода, ни даже "зебры", а разрешенная скорость здесь 110 км/ч.

Чтобы сельские дети безопасно добирались в школу, сочинская мэрия к Олимпиаде выделила им "Газель". Но уже больше месяца она не ездит, и детей ахштырцы возят сами, каждый день организуя несколько машин до школы и обратно.

Сидят без газа и жители Имеретинской бухты, хотя Владимир Путин
открыл здесь газопровод еще в июне 2011 года: "Снимаются инфраструктурные, энергетические ограничения на строительство жилья, объектов инфраструктуры для тех людей, которые живут на этой территории", - заверил он тогда телезрителей. Прошло три с лишним года, но газа у местных жителей нет.

С водой тоже неразбериха. Летом ее отключали в селе Некрасовке и поселке Таврическом. Возмущенные жители собрали сход и пригласили чиновников. Выяснилось, что при подготовке к Олимпиаде были построены новые очистные сооружения в Адлере, Красной Поляне и Бзугу. Но все это не доделали, и потому очистка стоков шла чуть ли не вручную. Не желая содержать это убыточное хозяйство, "Сочиводоканал" от него отказался. После чего краевая администрация нашла ГУП "Курганинский групповой водопровод". Но местных об этом не предупредили, и им пришли платежки от новой компании за срок, который был оплачен еще старой компании.

Таким образом, сегодня есть два Сочи, резюмирует "НГ": один - это гигантские праздники для приезжей публики, а второй - текущие в реки и море отходы, села без воды и газа и люди, которым явно не до этих праздников.