В мае этого года власти Москвы подписали меморандум о намерениях с корпорацией China Railway Construction Corporation (CRCC) и инвестфондом China International Fund (CIF). Китайские бизнесмены готовы вложить 2 млрд долларов инвестиций в строительство ветки метро в Новую Москву, а также изъявили желание построить в зоне прохождения линии 2 млн кв. метров недвижимости. Между тем журнал Forbes поднял интересную информацию о новых столичных партнерах. Особенно любопытен "многообещающий" фонд CIF и его загадочный владелец.
Если с CRCC, которой отводится роль подрядчика, все более менее понятно - это вторая по величине строительная компания в Китае и крупнейшая из тех, кто специализируется на транспортной инфраструктуре, - то выбор CIF, который, как предполагается, будет в этом тандеме заниматься привлечением финансирования, вызывает у экспертов вопросы.
"Это странное сочетание CRCC и CIF. В Китае есть более серьезные и влиятельные институты развития, например Народный банк Китая, Банк государственного развития Китая, Экспортный-Импортный банк, которые занимаются инвестициями в разные страны мира", - комментирует ответственный секретарь российско-китайской палаты Сергей Санакоев.
Фонд CIF был создан в 2003 году. Как декларируется на его сайте - для реализации масштабных инфраструктурных проектов в развивающихся странах, таких как Ангола (единственный проект, который подробно расписан), Зимбабве, Гвинея. По словам эксперта по азиатским инвестициям, пожелавшего сохранить анонимность, CIF участвует в проектах, где непосредственное участие официальных структур нежелательно "и инвестиционные процессы должны быть скрыты от внешнего внимания".
Синдикат семи стран, китайские спецслужбы и гонконгец Сэм Па "с дипломом из Баку"
Владельцем CIF считается группа частных гонконгских инвесторов, которых часто называют 88 Queensway Group - по адресу штаб-квартиры в Гонконге, где зарегистрированы три десятка связанных с фондом компаний (западная пресса относит к синдикату более 60 компаний, зарегистрированных в семи странах, в том числе в Гонконге, Сингапуре, на Бермудских, Каймановых и Британских Виргинских островах).
99% акций фонда CIF принадлежит компании Dayuan International Development Limited, расположенной по тому же адресу, а 1% - у бизнес-леди Ло Фунг Хунг, которая официально числится главой нескольких десятков компаний синдиката. Источник Forbes, подробно изучавший фонд CIF на предмет сотрудничества, говорит, что многие его собеседники в Китае считают предпринимательницу сотрудницей китайских спецслужб.
Главным же человеком в синдикате считается гонконгец Сюй Цзинхуа, более известный под именем Сэм Па. Он скрывает свою внешность, его имя не появляется в официальных документах. Предполагается, что он контролирует фонд через свою жену Веронику Фунг. Единственный снимок с Цзинхуа был опубликован на сайте зимбабвийского портала Nehanda Radio, отмечает Forbes.
По данным журнала The Economist, Сэм Па учился в Баку, где познакомился со студентом Азербайджанского института нефти и газа, будущим президентом Анголы Жозе Эдуарду душ Сантушем и был поставщиком его партизанских отрядов во время гражданской войны в Анголе, которая длилась с 1975 по 2002 год. Именно с Анголы начинается экспансия фонда в африканских странах. Правда, источник Forbes уверяет, что Сэм Па в Баку никогда не учился, по-русски ни слова не знает, а информация о его близком знакомстве с Сантушем и первыми лицами других государств - сильное преувеличение.
"Много обещала, но мало сделала"
При этом, как утверждает The Economist, фонд CIF ни в одной из стран не реализовал ни один из обещанных инфраструктурных проектов. Например, в Анголе CIF обязался построить новый международный аэропорт, три железнодорожные ветки и социальное жилье.
В 2007 году китайские государственные строительные компании, приглашенные в качестве субподрядчиков, остановили работу, потому что CIF перестал платить по счетам. 2000 ангольских рабочих были уволены. Вскоре правительство Анголы выпустило облигации на 3,5 млрд долларов, работы подрядчиков оплатили из бюджета страны. Гвинея так и не дождалась 100 автобусов, зато главнокомандующий страны получил в подарок вертолет.
В 2009 году CIF стал объектом расследования Конгресса США из-за поддержки Роберта Мугабе, президента Зимбабве, санкции против которого со стороны США и Евросоюза действуют с 2002 года.
"У CIF очень противоречивая история, - говорит и Дж.Мейли, эксперт Africa Center for Strategic Studies. - CIF много обещала, но мало сделала. Но несмотря на такую репутацию, она быстро расширяет свою деятельность по всей Африке, часто работая в странах, переживающих политические кризисы или даже военные конфликты. Было много сообщений, что группа 88 Queensway принимает участие в нелегальных сделках, включая торговлю оружием, контрабанду алмазов и подкуп должностных лиц".
Интереса к России Сэм Па ранее не проявлял. Фактов его знакомства с российскими предпринимателями Forbes обнаружить тоже не удалось. По информации журнала, в прошлом несколько сделок с недвижимостью было между CIF и одной из структур Льва Леваева. По словам источника Forbes в девелоперской среде, Минфин не рекомендовал правительству Москвы сотрудничать с фондом, репутация которого противоречива. Получить комментарии в министерстве журналистам по этому поводу не удалось.