После того как президента Белоруссии Александра Лукашенко стали сравнивать с лучшим другом Берии, в Минске при загадочных обстоятельствах был снесен некогда роскошный особняк КГБ со зловещей историей, пишет "Свободная пресса".

Близкий друг, земляк, соратник, тезка и крестный сын Берии – Лаврентий Цанава - возглавил Министерство госбезопасности Белоруссии в 1938 году и продержался в своем кресле по тем меркам невероятно долго - до 1951 года. С его именем связано много кровавых событий и городских легенд, а главным материальным памятником деятельности Цанавы в Минске была его дача, находившаяся в лесополосе на территории города.

До переезда в БССР руководивший госбезопасностью Грузии Лаврентий Цанава Минск недолюбливал – горцу резали глаз равнинные ландшафты белорусской столицы. Зато очень любил футбол и покровительствовал минскому "Динамо". А чтобы одновременно избавиться от равнинности и иметь возможность наблюдать за тренировками своих любимцев, Цанава велел построить на крыше своего министерства личный кабинет в виде застекленной со всех сторон башни, из которой отлично просматривался стадион. На матчах грузин вел себя как барин – вплоть до того, что криками с трибуны приказывал удалить с поля не понравившегося ему игрока. Говорят, тренеры боролись с этим самодурством хитростями – в раздевалке футболиста поджидал парикмахер, который быстро менял ему внешний вид, игрок надевал майку с новым номером и снова выходил на поле.

Любил сибарит Цанава и джаз, он был завсегдатаем директорской ложи в Клубе им. Сталина, где в те годы "зажигал" один из величайших джазовых трубачей мира Эдди Рознер. Но на концерты Цанава ходил с той же целью, с которой его друг Берия посещал балет – чтобы выбрать себе девушку на ночь. Любая хорошенькая зрительница, купив билет на Рознера, оказывалась под ударом – еще в антракте к ней подходили люди в штатском, брали под руки и везли девушку на дачу Цанавы, где она, полумертвая от страха, ожидала неминуемой гибели. Но сговорчивых барышень Цанава отпускал, а вот тех, кто сопротивлялся, говорят, закапывали прямо в окрестностях дачи.

Убийство Михоэлса

В подвалах этой дачи пытали "антисоветчиков", расстреливали "врагов народа" и творили еще много других черных дел. Самое известное "дачное дело" – жестокое убийство известного артиста Соломона Михоэлса, которому власти вменяли в вину сотрудничество с фигурантами нашумевшего "дела врачей-отравителей". Заказное убийство поручили совершить Цанаве подальше от столицы СССР по прямому указанию Сталина. Михоэлса заманили в Минск для того, чтобы он якобы отсмотрел спектакли для всесоюзного конкурса. Затем пригласили на дачу и там задавили грузовой машиной, выкинув тело на одной из глухих улиц города.

Сначала Лаврентий-второй получил за это убийство орден Красного Знамени, а позже оно стало для него самого смертным приговором. Пока Цанава тихо сидел в Минске и никому не мешал, его не трогали. Но в 1951 году Лаврентий был назначен заместителем Министра госбезопасности СССР, и очень скоро под него начали копать. Основанием для заведения уголовного дела стала именно ликвидация Соломона Михоэлса.

В 1953 году Берия по всем правилам политического фарса тех времен направил доклад на имя Маленкова "О привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в убийстве Михоэлса". После ареста Цанава таинственным образом скончался в Бутырской тюрьме.

Детсад

А двухэтажная каменная дача Цанавы, построенная в стиле "классицизм" в лесной части города, осталась стоять со всеми своими колоннами и изящными балясинами. И МВД, на балансе которого находилось здание, решило устроить на кровавой даче детский садик. Круглосуточный, для отпрысков сильно занятых сотрудников. Причем дети разных мелких чинов и мвдшной обслуги проводили свое детство не в красивом голубом доме с колоннами, а в пристроенном рядом деревянном бараке.

В 90-е сад закрыли, здание пустовало под присмотром сторожа, а после того, как там случился пожар, повредивший внутреннее пространство, но совсем не тронувший каркас, дача Цанавы стала прибежищем для местных подростков с пивом.

Несколько позже журналисты и блоггеры обратили пристальное внимание на дачу Цанавы и его хозяина, в прессе появились статьи, где председателя советского МГБ стали сравнивать с Лукашенко, при котором, помимо массовых репрессий, также пропадают в неизвестном направлении или умирают при странных обстоятельствах публичные люди: в своей квартире была убита журналистка Вероника Черкасова (дело не раскрыто), похищен и убит телеоператор Дмитрий Завдаский (тело до сих пор не найдено, за похищение и убийство приговорены к пожизненному заключению два офицера спецслужб), найден повешенным на даче редактор оппозиционного издания Олег Бебенин.

Как только такие сравнения зазвучали в независимой прессе, дачу Цанавы стали исправно посещать репортеры, фотографы и видеооператоры, а историки - призывать создать в ней музей зверств коммунистического строя. В итоге здание, которое десятилетия стояло в незаселенной лесополосе и никому не мешало, тут же оперативно и без комментариев снесли.