Отлучение русского писателя Льва Толстого от Церкви в начале ХХ века "должно восприниматься не как проклятие, а как констатация того факта, что убеждения писателя очень серьезно расходились с православным учением". Так официальный представитель Московской Патриархии протоиерей Всеволод Чаплин прокомментировал в интервью "Интерфаксу" просьбу праправнука писателя снять анафему с его великого предка, сообщает "Эхо Москвы".
Речь идет о письме Владимира Толстого, управляющего музеем-усадьбой писателя в Ясной Поляне, которое недавно было направлено Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. В письме, в частности, отмечалось, что русские люди должны выбрать "между национальным гением и национальной религией".
Официального ответа главы Русской Церкви потомок писателя пока не получил. Между тем, как дал понять "Интерфаксу" представитель Патриархии, вряд ли стоит смешивать одно с другим. "Я думаю, все люди в нашей стране, в том числе верующие, относятся с уважением к Толстому как к писателю", - сказал Всеволод Чаплин. Однако, добавил он, "когда Лев Николаевич высказывал взгляды, противоречащие учению и духу Церкви, то Церковь, естественно, имела право сказать, что эти взгляды не могут считаться православными".
Представитель Патриархии напомнил, что мысли, которые "очень существенно отличались от православного вероучения", писатель "ясно выражал в своих книгах, таких, как, например, "Евангелие", "Исповедь", и после отлучения от Церкви убеждения писателя остались прежними, во всяком случае, публично он от них не отрекался".
"Есть также разные версии о том, получил ли Толстой перед смертью отпущение грехов, но основные сводятся к тому, что перед уходом в мир иной писатель не исповедовался и не причащался", - заметил Всеволод Чаплин. При этом он добавил, что, "может быть, имеет смысл еще раз сделать оценку творчества Льва Толстого и периода его жизни между отлучением от Церкви и кончиной".