Духовный лидер Тибета Далай-лама XIV прибыл накануне в Японию с четырехдневным визитом по приглашению буддистcкой ассоциации префектуры Фукуока. В международном токийском аэропорту Нарита он заявил репортерам, что "рад приехать в Японию, потому что встретится здесь со старыми друзьями", сообщает ИТАР-ТАСС.
Программа визита Далай-ламы не предполагает встреч с представителями японских властей. Однако он намерен выступить в Национальной клубе журналистов в Токио. В этой связи здесь ожидают, что он "может сделать заметные заявления".
Между тем, как отмечается в пространном комментарии ИТАР-ТАСС, в мире активно обсуждают заявление, которое сделал в индийском городе Дхарамсала духовный лидер всех приверженцев тибетской ветви буддизма - о намерении покинуть свой пост. Оно сильно взволновало единоверцев первосвященника, истолковавших его слова как желание отречься от своего духовного сана. Его уход на покой, если это действительно произойдет, станет беспрецедентным в истории буддизма. Ведь Далай-лама считается живым воплощением бодхисатвы Авалокитешвары, а боги в отставку не подают.
Древняя традиция такова, что через некоторое время после кончины очередного Просветленного, как буддисты называют Далай- ламу, священники начинают искать в Тибете среди маленьких детей того, в кого умерший перевоплотился. Иными словами, реинкарнацию умершего. Преемник становится новым воплощением Авалокитешвары. Так было веками в Тибете, но совсем не обязательно, что так будет впредь. Во всяком случае, нынешний Далай-лама ранее в интервью германскому журналу "Spiegel" предположил, что его новое воплощение появится на свет, возможно, не на китайской территории, а значит и не в Тибете.
А в перспективе весь институт Далай-лам может кануть в прошлое, если на то будет воля тибетского народа. То есть, по его мнению, тибетские буддисты должны получить право самим решать, быть ли вообще новому Просветленному, или быть двум далай- ламам, поскольку второго могут найти... центральные китайские власти в противовес тому, кто будет назначен конклавом высшего буддийского духовенства. В принципе возможно даже избрание далай-ламой женщины, что нисколько не противоречит канонам реинкарнации. Вариантов, таким образом, несколько, но сам далай- лама не исключает, что может стать последним духовным лидером секты "желтошапочников", которая доминировала в Тибете в течение многих веков.
Не успело улечься удивление от этого интервью, как Далай-лама на днях снова и более твердо заявил о желании уйти на покой. Его представители сразу же поспешили успокоить:
Просветленный имел в виду только политику и свое участие в дальнейшем переговорном процессе с Пекином относительно предоставления расширенной автономии Тибету. Однако сами слова Далай-ламы "я сдаюсь и ухожу" из-за отсутствия уступок со стороны Китая и бессмысленности самих переговоров дают пищу для различных мнений и толкований. В том числе и для предположений о его отказе от духовного сана.
Известные исследователи буддизма однако считают, что такое невозможно в принципе. Отречения не допускает религиозный канон. Против сложения Далай-ламой своих полномочий духовного лидера выступят буддисты в Тибете и других странах. Но как им быть, если 73-летний Просветленный все же сделает такой шаг из- за разочарования безрезультатностью диалога с Китаем, собственной усталости и ухудшения здоровья? Ответа на этот вопрос пока нет, иное дело будущее переговоров с Пекином о Тибете. Далай-лама планирует обсудить его на назначенном на 17-22 ноября в Дхарамсале "специальном собрании тибетского народа", которому и предстоит определить дальнейшее направление движения к автономии Тибета. Согласится ли с избранным на этой встрече путем сам первосвященник, пойдет ли он по нему, поверит ли в него? Вопросов слишком много, в том числе и главный - останется ли Далай-лама на своем религиозном посту, не приведет ли его уход к потрясениям и расколу среди буддистов при выборе его преемника?