Американская газета Los Angeles Times опубликовала сегодня статью (с ее переводом знакомит сайт InoPressa.ru), тема которой - рост влияния Русской православной церкви. Толчок к размышлениям на этот предмет автору материала дала нашумевшая выставка "Осторожно, религия!", развернутая зимой прошлого года в московском Музее имени Андрея Сахарова и вскоре после открытия разгромленная группой представителей православной общественности, посчитавших, что экспозиция оскорбляет религиозные чувства верующих.
Напоминая читателям о скандале вокруг выставки, газета отмечает, что "российский парламент проголосовал за осуждение выставки и призвал власти "предпринять необходимые шаги", а "духовный наставник президента Владимира Путина, отец Тихон Шевкунов назвал художников "вредными бактериями - разносчиками заразы", сказав, что "общество применяет антигены для борьбы с ними".
Как пишет Los Angeles Times, "в итоге на борьбу с музеем, который был символом противодействия репрессиям и религиозным преследованиям советской эры, была брошена мощь государства. Директор музея Юрий Самодуров находится под судом вместе с двумя другими организаторами выставки - их обвиняют в "разжигании этнической или религиозной ненависти".
Это дело не вызвало крупных дебатов в России, где нападки на Православную церковь воспринимаются многими как сокрушительный удар по российской государственности, замечает газета.
Лишенная своего имущества и преследуемая на протяжении 70 лет при атеистическом советском правлении, Церковь русских царей снова стала ключевым политическим игроком в России. При этом, по мнению автора публикации, не многие из гражданских институтов страны могут похвастать "таким количеством последователей на широких российских просторах".
Приводя данные опросов общественного мнения, проведенных в этом году, газета подчеркивает, что 71% россиян назвали себя православными, и более половины заявили, что считают свою веру важной или очень важной. Церковь финансирует собственный журнал, собственную радиостанцию, до последнего времени у нее была своя программа на государственном телевидении.
По данным автора статьи, РПЦ "косвенно контролирует, по крайней мере, 40 депутатов парламента", что, как он считает, позволило на этой неделе успешно провести в Думе закон, "гарантирующий Церкви свободное использование государственных земель стоимостью десятки миллионов долларов, на которых находятся культовые строения".
Особое внимание своих читателей Los Angeles Times обращает на то, что в лице нынешнего российского президента Церковь обрела человека верующего, находя, правда, этот момент личной жизни Владимира Путина сомнительным. Но тут же газета добавляет, что "в отличие от своего предшественника Бориса Ельцина, который выглядел позером всякий раз, когда брал в руки свечку и направлялся к алтарю на виду у телекамер, известно, что у Путина есть собственный православный духовник, перед которым он регулярно исповедуется".
Возвращаясь к истории с выставкой "Осторожно, религия!", автор статьи подчеркивает, что руководство РПЦ поддержало преследование Музея Сахарова и приводит высказывание заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерея Всеволода Чаплина, заявившего в одном из интервью, что "общество не должно мириться с открытыми и провокационными попытками осквернять священные предметы и священные имена, и также попытками открыто бросать вызов религиозным общинам" способом, который, провоцирует "негативную реакцию".
Другая цитата, приведенная в газете, - слова священника Александра Шаргунова, последователи которого осуществили нападение на выставку в январе 2003 года: "Против Церкви начинается беспрецедентная война - это война против человеческого достоинства. Сейчас мы можем сказать, что переживаем переход от атеизма к сатанизму: и это может окончиться ситуацией, когда не останется ничего святого. И тогда ужасы ГУЛАГа, нацистских концлагерей и Холокоста покажутся пустяками по сравнению с бездной зла, которая разверзнется".
Автор публикации описывает Шаргунова как сильного человека в рясе, "с мягким голосом и с длинной, узкой бородой классического православного духовного лица". Воскресными вечерами храм, где он служит, наполнен сотнями его сторонников, продолжает газета характеризовать священника: верующие собираются вокруг своего пастыря, включают магнитофоны, чтобы записать "его проповеди и откровения".
Шаргунов, подчеркивается в публикации, упрекает российское правительство в том, что оно мало делает для защиты моральных ценностей. Более того, священник позволяет себе резко высказываться и в адрес президента. "Он (Путин - прим. ред.) может объявлять себя христианином, и у него может быть свой священник, но мы должны судить его не по словам, а по делам, - цитирует газета слова Шаргунова. - Он что - не может защитить наших детей от массового морального разрушения наркотиками? По официальной информации, у нас от 2 до 6 млн бездомных детей. У некоторых из них даже есть родители. А государство ничего не делает в этом плане. Типичный заголовок, который можно встретить в газете: "Порнозвезде - 9 лет". Где глава государства-христианин?"
Русская православная церковь пытается обрести в государстве "подобающую роль свободного и независимого института - роль, не имеющую прецедентов за тысячелетнюю историю Церкви в этой стране", хотя по Конституции, Россия - светское государство, подчеркивает автор статьи.
Обращаясь к российской истории, газета отмечает, что, по крайней мере, на протяжении 300 лет до революции 1917 года Церковь была тесно связана с российским государством и прославляла царей. Затем последовал крутой поворот в сторону борьбы с религией, и лишь "с крахом Советского Союза в 1991 году Церковь впервые в истории стала независимым игроком в государстве, которое не давало ей официального мандата".
В контексте таких резких перемен в жизни страны представители Церкви "не знали, как себя вести", считает Александр Щипков - российский исследователь проблем религии и общества, мнение которого приводит газета.
Между тем в 2000 году, отмечает Los Angeles Times, агитация в 25 тысячах церковных приходов России (таково стало их количество за годы после перестройки), нацеленная на повышение явки избирателей, помогла в избрании Владимира Путина президентом.
Несмотря на такой факт, большинство представителей РПЦ, по мнению газеты, считает, что Церковь слабее, чем могла бы быть. При этом недостаток влияния газета частично объясняет тем, что президент Путин "искусно урезал" ее автономию, хотя и использует ее мощь "в качестве объединяющего национального института".
Все это, считает автор статьи, дает церковным чиновникам повод жаловаться на то, что правительство резко сокращает финансирование частных религиозных школ, а Министерство образования не слишком поддерживает Церковь в стремлении включать в программу государственных школ уроки православной культуры.
Всеволод Чаплин сетует, что Церковь в Европе глубже погружена в общественную жизнь, включая свободный доступ священников к заключенным и военнослужащим, чего лишены православные священники в России, отмечает газета.
"Здесь до сих пор еще некоторые государственные чиновники думают, что разделение Церкви и государства означает полную невидимость Церкви в общественной жизни, в любой деятельности, финансирующейся государством. Есть люди, которые считают религию еще одним элементом рыночной экономики, они говорят об элементах религиозной деятельности как о сферах конкуренции, которые должны регулироваться рыночными законами", - приводит Los Angeles Times слова зампреда ОВЦС МП. По его замечанию, "Путин так силен, что может демонстрировать полное уважение к Церкви". "В то же время, не нуждаясь в ней как в ресурсе власти, Путин не хочет оказаться в ситуации, когда Церковь сможет оказывать на него давление", - добавляет Чаплин.