После того как священник, близкий к Иоанну Павлу II, был объявлен "тайным агентом", архидиоцез Кракова запретил своим клирикам проводить расследования о сотрудничестве священников со спецслужбами коммунистического периода, сообщает агентство "Благовест-инфо".
30 мая архиепископ Краковский кардинал Станислав Дзивиш заявил, что исследовать архивы на предмет сотрудничества тех или иных клириков с тайной полицией уполномочены только члены особой епархиальной комиссии, назначенные прелатом. Всем остальным священникам запрещено публиковать какие-либо архивные документы на эту тему. Несвоевременная публикация данных о священниках-коллаборационистах вредит Церкви, убежден кардинал Дзивиш.
Католический иерарх сделал свое заявление на следующий день после того, как газета Tygodnik Powszechny опубликовала статью, в которой многолетний друг покойного Папы священник Мечислав Малинский назывался "шпионом" тайной полиции социалистической Польши. По данным газеты, 83-летний о. Малинский, друживший с Каролем Войтылой со студенческих времен, в секретных донесениях спецслужб назывался кличками "Механик" и "Дельта".
Для того чтобы обвинять уважаемого священника, недостаточно "записей, сделанных врагами Церкви и Бога", убежден кардинал Дзивиш. Он призвал прессу не делать поспешных выводов в отношении клириков, подозреваемых в сотрудничестве со спецслужбами. Выводы по каждому священнику следует делать только тщательно изучив все документы, а не основываясь на "односторонних" документах тайной полиции.
30 мая Мечислав Малинский дал интервью газете "Речь Посполита". Он согласился с тем, что вел переговоры с офицерами тайной полиции, однако отверг обвинения в том, что якобы являлся ее агентом.
Считается, что в годы социализма до 10% польских священников были информаторами секретных служб.
Один из активистов независимого профсоюзного движения "Солидарность" священник Тадеуш Исаакович-Залеский заявил, что ему известны имена многих коллаборационистов. Этот клирик изучал досье, которое некогда было заведено на него самого, и увидел в нем имена всех краковских информаторов. 31 мая он обещал провести пресс-конференцию, на которой собирался объявить все имена, однако не сделал этого. На пресс-конференции Исаакович-Залеский заявил, что получил письмо от кардинала Дзивиша, в котором прелат просил его не разглашать имен. "Я не буду комментировать это решение, не буду и публиковать письмо, – заявил клирик. – Для меня всегда важнее всего было благо Церкви. Я прошу прощения у священников, которые почувствовали себя оскорбленными или неверно истолковали мои намерения. Я прощаю всех, кто причинил мне зло в 80-е годы".