Ковчег Завета
www.religio.ru

Последователи иудаизма во всем мире и в России 2 июня отмечают Шавуот - один из трех главных еврейских праздников, посвященный дарованию Торы. Торжества, посвященные иудейскому празднику Шавуот, пройдут 2-3 июня в Московском еврейском общинном центре.

Как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Федерации еврейских общин России (ФЕОР), в первый день праздника состоится чтение десяти заповедей, а на следующий день - поминальной молитвы. Как сообщает РИА "Новости", в двухдневных торжествах примет участие главный раввин России Берл Лазар. Ранее он поздравил еврейскую общину с праздником.

"В эти дни мы читаем Десять заповедей в синагогах, вспоминая о том, как Бог впервые дал нам Закон", - отметил Лазар в праздничном обращении к российским евреям. "Именно с получением Торы мы стали народом в полном смысле этого слова, получив от Всевышнего задание на многие поколения вперед. Более того - в Шавуот мы получили 10 заповедей, ставшие реальной основой всех мировых религий", - напомнил раввин.

Он выразил сожаление в связи с тем, что по причине несоблюдения многими людьми данных заповедей "в мире растут распри и рознь, в том числе на национальной почве". Лазар пожелал всем людям помнить, что Бог заботится о них и награждает их "по делам". "Так давайте делать все, чтобы быть достойными милостей Его - чтобы быть такими, какими Он хочет нас видеть", - призвал раввин.

Праздник Шавуот (в переводе с иврита - "седмицы") связан с двумя событиями: божественным откровением на горе Синай и первым урожаем фруктов и других сочных плодов на Святой Земле. Шавуот наступает по истечении семи недель после Песаха (еврейской Пасхи) и приходится на 6-й день месяца еврейского месяца сиван. Его празднуют один день в Израиле и два - в общинах за его пределами.

По преданию через 50 дней после исхода из Египта еврейский народ подошел к горе Синай - и в этот день Бог открыл себя всему Израилю и дал евреям 10 заповедей, которые Моисей записал на скрижалях. Остальные законы Торы Моисей записывал в течение жизни. Устный Закон был записан еврейскими мудрецами в более поздний период.

Традиция также связывает время праздника с окончанием жатвы ячменя и началом жатвы пшеницы. В древности в этот день земледельцы со всех концов Израиля несли приношения в Иерусалимский храм. Эти праздничные процессии сопровождались пением и танцами.

В средние века в еврейских общинах на территории Европы существовал обычай в Шавуот приводить детей в синагогу и давать им слизывать мед со специальной доски, на которой были вырезаны еврейские письмена, чтобы "вкус Торы был сладок в их устах".

Шавуот по традиции считается праздником не только религиозным, но и "гастрономическим". Согласно традиции, евреи, получив Тору, узнали о заповедях кошерного питания, и, таким образом, посуда, которой они пользовались прежде, оказалась некошерной. Тогда евреи устроили молочную трапезу, блюда для которой не требовали варки. Поэтому в первый день Шавуот перед мясной трапезой принято употреблять в пищу молочные продукты.

Сейчас во время Шавуота принято украшать дома и синагоги зеленью и цветами. Первую ночь праздника верующие проводят за изучением Торы.