Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил в понедельник, что музыка несовместима с ценностями Исламской республики Иран, поэтому исполнять музыку и обучать игре на музыкальных инструментах не следует
isna.ir

Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил в понедельник, что музыка несовместима с ценностями Исламской республики Иран, поэтому исполнять музыку и обучать игре на музыкальных инструментах не следует, пишет британская газета The Guardian. Это одно из самых жестких высказываний высокопоставленных лиц Ирана со времен революции 1979 года, замечает корреспондент Саид Камали Дихан в статье, содержание которой приводит сайт InoPressa.ru. Аятолла посоветовал молодежи не тратить время на музыку, а изучать науки и заниматься спортом.

"В Иране мнения Хаменеи расцениваются как административные приказы для всей страны, им должны повиноваться власти", - сообщает автор. В июле Хаменеи издал нашумевший декрет, в котором уподобил свое верховенство в стране власти пророка Мухаммеда и обязал всех иранцев подчиняться его приказам. Действительно, духовный лидер Ирана занимает более высокое положение и обладает большей властью, чем избираемый гражданами президент республики, вынужденный на него оглядываться. В президентство Махмуда Ахмади Нежада Министерство культуры запретило распространение тысяч дисков. Публичные концерты власти разрешают редко, опасаясь, что ими воспользуется оппозиция.

Высказывание Хаменеи стало ответом на вопрос одного из его последователей. Молодой человек (ему 21 год) подумывал брать уроки музыки, но прежде хотел выяснить, приемлемы ли они с точки зрения ислама.

Хаменеи редко высказывал свое отношение к музыке публично, но, вероятно, он играл ключевую роль в антимузыкальной кампании, последовавшей за исламской революцией 1979 года. Будучи президентом страны, он в свое время запретил музыку западного стиля, из-за чего многие исполнители вынуждены были отправиться в изгнание.

Хоушанг Асади, четыре месяца просидевший в одной камере с Хаменеи в тюрьме Моштарак в 1976 году и друживший с ним в течение нескольких лет после революции, объяснил: "Он ненавидел музыку с самого начала. В свое время я попытался спеть ему песню популярного певца, но он посоветовал мне избегать музыки и вместо этого молиться Богу. Из музыки ему нравились только революционные и религиозные гимны".

После прихода к власти в 1997 году президента-реформатора Хатами отношение государства к музыке начало смягчаться. Но президент Ахмади Нежад, избранный в 2005 году, снова усилил давление. Мохаммад Реза Шаджарян, самый выдающийся и популярный классический певец Ирана, заявил: "Они боятся моих концертов, потому что, когда концерт начинается, весь зал погружается в тишину и темноту, кто-то внезапно начинает кричать "Смерть диктатору", все вторят ему, и опознать того, кто первым крикнул, невозможно".