Путин утвердил преподавание основ религиозных культур во всех школах
kriv-nvisschool.edu.tomsk.ru

Во всех школах России в следующем учебном году начнут преподавать "Основы религиозных культур и светской этики". Соответствующий план мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах РФ комплексного учебного курса по этой тематике для общеобразовательных учреждений утвердил премьер-министр РФ Владимир Путин.

В соответствии с планом, опубликованным на сайте правительства РФ, в феврале-августе 2012 года учителя, которые будут преподавать курс, должны пройти курсы повышения квалификации. Кроме того, в рамках организационно-методического сопровождения курса в школах должны быть подготовлены так называемые тьюторы, сообщает "Интерфакс".

О введении этой должности заговорили еще в 2007 году. В переводе с английского "тьютор" означает "домашний учитель, опекун, наставник". В Англии тьютор прикрепляется к ученику сразу при поступлении в среднюю школу и "ведет" его до поступления в вуз.

До марта текущего года обучающиеся и их родители должны выбрать модуль учебного курса с тем, чтобы школы успели заказать соответствующие комплекты учебников.

В течение следующего учебного года для информационного сопровождения нового курса Минобрнауки должно обеспечить создание в Интернете специализированного портала, где будут размещаться необходимые методические материалы и оперативная информация.

Напомним, что эксперимент по преподаванию курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) был проведен в 21 российском регионе. Около 300 тысяч учеников четвертых классов изучали по выбору один из шести модулей - или основы православной культуры, или такие же основы ислама, иудаизма, буддизма. Для не желающих ограничить себя одной конфессией предлагались основы мировых религий или светской этики.

Ряд авторитетных представителей традиционных религий России высказались об итогах первого года положительно. "Эксперимент удался", - заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Аналогичную оценку дал полученному опыту и заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) Альбир Крганов.

Как было сказано в комментарии эксперта, подводившего итог годовщине эксперимента, отмеченной прошлой весной, позитивный настрой духовенства в принципе объясним. В принципе каждая конфессия добилась успехов сообразно своему весу в обществе. Православные осуществили прорыв в школу. Мусульмане в регионах, где они составляют большинство, закрепили статус "титульной религии". Для детей, выбравших редкий модуль иудаизма, школы организуют выездные занятия - раз в неделю возят на автобусах к единоверцам.

Каждая группа в выигрыше, отмечал эксперт. В проигрыше, тем не менее, может оказаться общество в целом. К организаторам занятий по ОРКСЭ претензий в целом нет. Несмотря на отсутствие или плохое качество учебников, большинство педагогов и участвовавшее в эксперименте духовенство постарались наполнить новый предмет смыслом. Претензии есть к реформаторам российского "большого" образования, из-за деятельности которых семена религиозной духовности могут прорасти зубами дракона.

Религия в наше смутное время хороша тогда, когда ее семена падают в сердца просвещенных людей, на удобренную гуманностью и общим духовным развитием почву. Желательно, чтобы к Богу шел не слепой, а духовно развитый человек, обладающий иммунитетом к фанатизму и суевериям. Преподавание же предметов, которые этот иммунитет развивают, - литературы, истории, языков - как раз и планируется сократить по новой образовательной реформе. Что случится с зернами религиозного сознания в этой "безгуманитарной" пустыне? Будут ли они восприняты адекватно?

Если Святое Писание берет в руки суеверный человек или фанатик, он и в Библии, да и в Коране легко найдет и строчки о своем превосходстве над "неверными", и запрет на общение и дружбу с ними, и даже призыв к агрессии. Подобная трактовка будет противоречить духу этих священных книг, но буквы и отдельные слова в них можно выискать какие угодно, в том числе и злые. Потому что и Библия, и Коран - это, помимо прочего, еще и застывшие метафоры вековой мудрости, которые часто не следует понимать буквально хотя бы из-за дистанции эпох.

Просвещенный человек поймет джихад как борьбу с грехом прежде всего внутри себя, а фанатик - как призыв взрывать иноверцев. А как может трактовать непривычный к метафорам человек притчевую фразу Христа: "Сберегший душу свою, потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня - сбережет ее"? Народное толкование в стиле Гришки Распутина - "Если не согрешишь, то не покаешься" - было бы тут еще лучшим исходом.

В России с давних пор поводырем в мире библейских метафор, смягчителем нравов и расширителем сознания была литература. Но за последние годы из школьных программ почти полностью исчезли Горький, Блок, ранний Достоевский. Для старшеклассников предлагается литературу преподавать в одном флаконе с русским языком. Отсутствие светских духовных скреп в обществе вкупе с нарастающей религиозностью может оказаться настоящим коктейлем Молотова.

Между тем, по мнению члена Общественной палаты РФ Аллы Гербер, которое она высказала перед началом нынешнего учебного года, учителя школы полностью не готовы к преподаванию ОРКСЭ. Им "спустили сверху распоряжение, что этот курс должен читаться детям 4-го класса, а в этом возрасте дети еще плохо оперируют понятиями, которые им предложили выучить", считает она.

По мнению Гербер, в ситуации острой ксенофобии все религиозные вопросы очень опасны. Для того, чтобы сплотить общество, нужно преподавать историю всех религий, а не идти по модульному подходу, когда родители выбирают для детей отдельные религии, уверена она.

В начале эксперимента было обучено 1000 педагогов, которые разъехались по всем регионам и обучили методике преподавания еще 15 тысяч своих коллег. Учебники по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики" были готовы за 4 месяца. К учителям они попали только за неделю до начала занятий. А в Пермской и Костромской областях учебник и вовсе в глаза не видели.

По словам экспертов, подготовить за такой короткий срок учебные пособия отказались лучшие религиоведы. В результате книги вышли "сырыми", с ляпами и нестыковками. Члены Общественной палаты обратили внимание, например, что в курсе ислама нет раздела про шиитов. В некоторых книгах не соответствуют подписи к фотографиям. Например, написано, что одежда для мусульман закрывает все тело, а на фотографии нет ни тела, ни одежды, только голова. Раздел об иудаизме проиллюстрирован изображениями мусульманского быта.

Следует отметить, что особого единодушия в оценке эксперимента с ОРКСЭ среди представителей российских религиозных общин не было. Представитель Федерации еврейских общин России (ФЕОР) вообще счел эксперимент крайне неуспешным.

По мнению главы департамента общественных связей ФЕОР Боруха Горина, то, что получилось в результате с написанием учебников для нового школьного курса, "это лучшее, что могло быть в существующих условиях". Однако эти условия, на его взгляд, показали формальный подход в образовательной системе к упомянутому эксперименту. "Был указ, его надо было выполнять, а как это делать - никто до конца не знал, и получили довольно уродливый результат", - заявил представитель ФЕОР.

По словам Горина, условия, в которых составлялись учебники для эксперимента, в том числе учебник по основам иудаизма (его писал пресс-секретарь главного раввина России Берла Лазара Андрей Глоцер. - Прим. ред.), "отсутствие должного методического подхода, когда религиозным организациям предоставлялась возможность писать как Бог на душу положит, а также откровенная позиция Минобрнауки о том, что "мы не знаем, что это такое и как с этим поступить, и поэтому надеемся исключительно на религиозные организации", привели к тому, что и учебник иудейской общины не только несовершенен, но и мало применим в системе преподавания".

Кроме того, продолжил Горин, те сроки, которые были поставлены для написания учебников, - несколько месяцев - "не могли дать другого результата".

Горин также отреагировал на комментарий главы Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, который священник дал в ответ на недавнее интервью Горина французскому журналу "Русский курьер". Представитель ФЕОР заявлял в нем, что "люди нуждаются в религиозном образовании, но им должна заниматься не школа, для этого нужны специалисты". Между тем в современной России, по его словам, всего "несколько сотен людей, способных грамотно изложить основы тех или иных религиозных убеждений".

В этой связи Всеволод Чаплин указал на то, что во всем мире преподавание знаний о религии происходит "именно в школе, государственной или частной", и в России исключить такое преподавание из государственной школы - это значит "несправедливо лишить знаний подавляющее большинство детей, поскольку только государственная школа у нас является общедоступной". По его словам, в России уже есть "десятки тысяч преподавателей, способных грамотно обучать знаниям о религии".

На это Горин ответил, что в этом вопросе у него с отцом Всеволодом "несколько разные взгляды".

"Я полагаю, что современная образовательная система в России, к сожалению, показывает, что и преподавателей существующих светских предметов, что называется, от Бога крайне мало. И от того, что во всех российских школах преподается русская литература, совершенно не выходит, что какая-то хотя бы серьезная часть школьников выносит из школы не только знание русской литературы, но даже уважение к ней", - отметил он.

По словам представителя иудейской общины, данные ровно противоположные: "Большинство наших выпускников, которые проходили в школе, например, "Войну и мир" или "Преступление и наказание", не берут эти книги в руки как минимум до 30 лет", - и в большей части школ преподают русскую литературу так, что "скорее у детей возникает ощущение, что это какая-то смертная скука, к ним не имеющая никакого отношения".

"Мне кажется очень опасным и для общества, и для религиозных организаций, и для религии как таковой, если наши дети будут выходить из школы с таким же представлением о религии, о вере. Знание собственной культуры, литературы - это важная вещь, и нелюбовь к ней опасна, но нелюбовь и неуважение к религии и к вере опасно вдвойне или втройне, потому что в результате мы получаем аморальных людей, которые ко всей человеческой нравственности, построенной на религии, относятся в лучшем случае индифферентно, а в худшем - враждебно", - подчеркнул Горин.

"И если десятки тысяч преподавателей, которые, как говорит отец Всеволод, существуют, в состоянии на должном уровне привить детям не только знания о религии, но и уважение к ней, то я буду рад ошибаться. Я, к сожалению, думаю, что это не так", - сказал он.

В подтверждение своих слов Горин заметил, что ему достаточно посмотреть учебники, которые были подготовлены в рамках упомянутого эксперимента, "и вообще наблюдать за процессом того, как эти учебники писались и принимались", чтобы опасения "только усилились".

Более резко об эксперименте высказались представители Российского союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) - протестантского объединения, не причисленного к традиционным для нашей страны религиям, но представленного в Общественной палате РФ. По их мнению, решение о раздельном преподавании основ каждой религии следовало бы считать "если не провокацией, то недоразумением". Они выразили опасение, что педагогические новации приведут к всплеску межконфессиональной напряженности, и предупредили о том, что эксперимент может провалиться.