4 августа в малом зале Культурного центра Пскова открылись Дни памяти протоиерея Павла Адельгейма, который был убит в этом городе год назад. Здесь собрались представители Москвы, Петербурга, Калининграда, Королева, Тулы и, конечно, самого Пскова.
"Прошел целый год после мученической кончины отца Павла, а интерес к его личности возрастает", - сказал, открывая первые Адельгеймовские чтения, ректор Свято-Филаретовского института (СФИ) священник Георгий Кочетков.
"Для Свято-Филаретовского института, для Преображенского братства, членом которого отец Павел был последние полгода своей жизни, воспоминание о нем очень сокровенное, внутреннее. В памяти остался образ святого человека. Чувствуешь, что не только село не стоит без праведника, но и страна не может устоять без святого человека. Не случайно один из самых значительных современных богословов митрополит Иоанн Зизиулас, узнав о смерти отца Павла, сказал, что Россия продолжает давать святых мучеников всей Церкви", - приводит слова Георгия Кочеткова Информационная служба СФИ.
"Сейчас в этом зале мы видим образ Святой Троицы, взирая на которую, мы учимся преодолевать ненавистную рознь мира сего. Именно это делал отец Павел - преодолевал ненавистную рознь, которой еще так много в нашей стране, в наших сердцах", - подчеркнул священник.
"Он был несгибаемым, принципиальнейшим, абсолютно честным человеком, причем его честность была не искусительной, как это часто бывает, но животворящей. Для этого ему надо было быть абсолютно смиренным и одновременно дерзновенным, для этого ему нужна была необыкновенная личная смелость, подлинное духовное движение", — заключил ректор СФИ.
Издательство Культурно-просветительского фонда (КПФ) "Преображение" представит на Адельгеймовских чтениях две книги, изданные в 2014 году. Это переизданный на днях труд самого Павла Адельгейма "Своими глазами" - второе, значительно исправленное издание, дополненное множеством фотографий, комментариев и приложений. Книга рассказывает об истории "подавления духовной свободы в церковной, общественной и частной жизни советского народа", как говорил о ней автор. Отец Павел издал ее за четыре года до гибели, посчитав, что она снова стала актуальной.
Вторая книга, изданная КПФ "Преображение", - посвященный памяти отца Павла сборник материалов конференции "Равнина русская. Опыт духовного сопротивления", одной из последних конференций, в которых участвовал отец Павел. Именно там он говорил о том, что христианское сопротивление - это всегда мирное стояние в правде и вере Христовой. Там же он рассказал об истории своего ареста за строительство храма в узбекском городе Кагане. В 1969 году за это не расстреливали - отец Павел получил "лишь" 3 года лагеря. День завершится круглым столом "Уроки отца Павла".
Во вторник, 5 августа, в 16:00 в Выставочном зале Городского Культурного центра откроется выставка "Свидетель: священник Павел Адельгейм", подготовленная КПФ "Преображение". Затем состоится вечер "Память праведника пребудет благословенна…", в программе которого - выступления гостей, демонстрация видеосюжетов, чтение, вокальное и хоровое пение.
Отец Павел при жизни восстанавливал храмы, боролся за самостоятельность жизни приходской общины против произвола и всевластья советских уполномоченных по делам религий. Он построил приют для сирот, открыл приходскую школу, хорошо знал и преподавал церковное право. Его церковная жизнь началась в послевоенное десятилетие. Отец и дед священника были репрессированы и расстреляны как "враги народа", мать дважды была арестована, сидела в тюрьме, была выслана. Мальчиком Павел Адельгейм попал в детский дом, потом жил с матерью на поселении в Караганде.
Тема памяти о невинно осужденных всегда волновала отца Павла. Он был одним из основателей Псковского Мемориала и много делал для восстановления исторической правды в обществе .
За активную церковную деятельность он был осужден и три года провел в заключении. В тюрьме на него было совершено покушение, в результате которого он потерял ногу.
Отец Павел претерпел много гонений и от советской власти, и от "братьев по вере". Он никогда не осуждал человека, не диссидентствовал и не занимался политикой. Почти полвека он был служителем церкви, всегда искал правду и шел в этом до конца, потому что гораздо больше, чем его собственная судьба, его тревожила судьба Церкви. Накануне гибели ему исполнилось 75 лет.