Неизвестные распространяют "второе завещание" почившего год назад главы Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана)
© РИА Новости / Сергей Пятаков

Неизвестные распространяют "второе завещание" почившего год назад главы Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана).

Основной смысл этого "документа", как сказано в появившейся накануне публикации портала Korrespondent.net, - поставить под вопрос юрисдикционное самоопределение православия в Украине.

Спустя неделю после кончины митрополита Владимира было официально опубликовано его духовное завещание, в котором он призывает к единению и размышляет о роли Церкви в жизни современного общества. Затрагивает он вопрос и о дальнейших судьбах православия на Украине, о юрисдикции УПЦ МП, которую в православном мире называют канонической Церковью.

- Что говорил митрополит Владимир об автокефалии

В частности, митрополит Владимир подчеркнул: "Любые решения относительно канонического статуса нашей Церкви должны приниматься соборно, на основании церковных канонов, а не политических интересов".

Но наряду с этим документом, подлинность которого не вызывает сомнений, недавно стали распространяться слухи о якобы "втором завещании" митрополита.

Основной смысл этого "документа", если опустить подробности, - поставить под вопрос юрисдикционное самоопределение православия на Украине. В "завещании" покойный якобы заповедал своим преемникам вывести Украинскую православную церковь из состава Московского патриархата и перейти в подчинение Константинополя - с его новым календарем, с его чрезмерной открытостью к папскому престолу, с его намеками на то, что истина содержится в разных верах, а не только в одной - христианской, говорится в публикации Korrespondent.net.

Совершенно очевидно, что даже если подобное "завещание" будет опубликовано, мало кто в него поверит и воспримет всерьез. У митрополита Владимира в 2008 году была уникальная возможность начать любые переговоры во время визита в Киев Константинопольского Патриарха Варфоломея.

Однако почившие патриарх Алексий II и митрополит Владимир сумели отстоять единство Русской православной церкви и не допустили разделения, которого желали многие политики.

Как говорится далее в публикации, можно предположить, откуда берут начало мысли и идеи, которыми изобилует "завещание". Последние годы окружение почившего митрополита Владимира, который тяжело болел, составляли сторонники украинской автокефалии. Пользуясь авторитетом предстоятеля УПЦ МП и прикрываясь его именем, эти лица пытались провести в жизнь выгодные им церковно-политические решения.

Многие люди из этого окружения неоднократно являлись фигурантами крупных скандалов, широко известных из СМИ. Не стоит говорить, что эти люди не имеют никакого авторитета у горячо верующих жителей Украины, пишет автор публикации Korrespondent.net.

Что говорил митрополит Владимир об автокефалии

В связи с пересудами о "втором завещании" интересно напомнить о том, что говорил в 2012 году о независимости Украинской православной церкви тогда еще возглавлявший УПЦ МП митрополит Владимир.

В феврале 2012 года предстоятель УПЦ МП дал интервью еженедельнику "Зеркало недели", в котором заявил, что автокефалия (самоуправление) УПЦ МП сейчас не нужна, хотя Церковь не считает эту тему запретной для обсуждения.

"Много разговоров ведется о возможной автокефалии, но официально вопрос о конечном решении не ставился. Это не означает, что Церковь запрещает на эту тему говорить, - отметил митрополит. - Вопрос автокефалии особенно важен для Западной Украины, где есть своя история Церкви и Отчизны. Но надо понимать, что за этим будут стоять новые проблемы, ряд вопросов, связанных со структурой управления, распределением власти".

Митрополит Владимир заявил, что на вопрос автокефалии надо смотреть с точки зрения христианской ответственности. "Церковь нельзя менять, как мы меняем наши светские учреждения, - сказал он. - Сейчас добиваться автокефалии или автономии, учитывая ту смесь, у нас в Украине, трудно, опасно, я считаю, что сегодня и не нужно".

Отвечая на вопрос, насколько серьезен риск преобразования УПЦ МП из довольно автономной церкви в фактическую составляющую Русской православной церкви, митрополит сказал: "Я не думаю, что есть такой ярко выраженный риск. Но православные должны беречь свою веру, стоять на страже. А Церковь в надежных руках, она в руках Божиих".

Говоря о возможном расколе УПЦ МП, митрополит Владимир не исключил, что "раскол может произойти". "Он может произойти, если кто-то его спровоцирует. Но раскол не произойдет без воли Божией. Я верю твердо, что Господь будет нашим защитником. Жизнь Церкви имеет свои подводные рифы, она время от времени дает причины волноваться. Но верую, что Господь с нами. На днях я собираюсь обратиться к пастве по случаю начала поста, чтобы сказать о значении поста в жизни людей. Донести людям, что Бог не оставит нашу Церковь", - подчеркнул митрополит.

Тема автокефалии была поднята тогда митрополитом Владимиром не случайно. С этой проблемой были связаны и события на внеочередном заседании Священного синода УПЦ МП, состоявшемся ранее в феврале 2012 года. Журнал "Огонек" в публикации тех дней написал о борьбе двух "партий" среди иерархов УПЦ МП - промосковской и автокефальной, ориентированной на большую самостоятельность украинской Церкви.

Заседание Синода проходило под председательством главы "промосковской партии" митрополита Одесского и Измаильского Агафангела и закончилось изгнанием со всех постов одного из главных автокефалов - архиепископа Александра. До этого он занимал должности председателя Отдела внешних церковных связей и постоянного члена Священного синода УПЦ МП. Архиепископ Александр был также выведен из состава постоянных членов Священного синода УПЦ МП и снят с должности главного редактора официального сайта УПЦ МП, напоминает "Огонек".

О существовании партий внутри УПЦ МП стало известно в конце июля 2011 года, во время Архиерейского собора УПЦ МП.

К "промосковской" относятся те, кто видел будущее УПЦ МП в составе Русской православной церкви. Самым заметным представителем этой группы, как уже упоминалось, является, по мнению "Огонька", митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин) - противник "оранжевой революции" и попыток "отколоть Украинскую церковь от священного единства с Московским патриархатом".

К автокефалам относили представителей ближайшего окружения митрополита Владимира (Сабодана) - прежде всего молодого архиепископа Александра, пресс-секретаря первоиерарха протоиерея Георгия Коваленко. К ним также причисляли Черкасского митрополита Софрония (Дмитрука) - прямо высказывавшегося за снятие анафемы с гетмана Ивана Мазепы, столь ненавистного на востоке и юге Украины.

Как было сказано в публикации "Огонька", в те дни в УПЦ МП шла война поколений. Промосковская партия состоит из иерархов в основном преклонного возраста, которые не воспринимают взгляды молодой поросли церковников, заинтересованных в создании поместной Церкви. Это партия консерваторов, для которых идея единой Украинской церкви чужда. Молодое поколение, напротив, активно и в меру радикально, ему, похоже, тесно находиться под отеческим присмотром РПЦ.

"Конечно, было бы хорошо, если бы православие в Украине было соборным и не было раскола. Для этого необходимо собираться вместе, думать и принимать решение", - заявил в одном из своих интервью архиепископ Александр.

Между тем авторы публикации в "Огоньке" к сторонникам автокефалии относили и самого митрополита Владимира (Сабодана), который когда-то являлся ректором Московской духовной академии и управляющим делами Московского патриархата.

Именно при митрополите Владимире была создана Комиссия по восстановлению православного единства в Украине, и именно глава УПЦ МП назвал действия православных священников и мирян, неприемлющих идею отделения Украинской православной церкви от Московского патриархата, "богопротивными". Получается, что митрополит Владимир выступал за объединение Церквей в лоне УПЦ МП, однако она, в свою очередь, должна быть максимально дистанцирована, практически отделена от Москвы и таким образом стать действительно Украинской православной церковью, говорится в публикации "Огонька".

В "самостийности" митрополита Владимира обвинял глава Союза православных братств Украины Валентин Лукияник, который был отлучен от церковного общения за радикальные высказывания и за "внесение в церковную ограду политических лозунгов". "Глава УПЦ МП еще больший националист, чем Филарет (глава Киевского патриархата. - Прим. NEWSru.com), - утверждал Лукианик. - Давнее и тайное желание Владимира - получить полную автокефалию, в чем ему помогает его окружение, создающее миф, что митрополит - блаженный и невинный старец, а все идеи о независимости проталкивают другие люди".

Как отмечал "Огонек", болезнь митрополита Владимира оказалась на руку архиереям из промосковской группы. В его отсутствие 26 января состоялся Священный синод, на котором, в частности, был принят ряд кадровых решений, касающихся архиепископа Александра и протоиерея Георгия Коваленко.

Решения коснулись и Киевской кафедры - прямой вотчины митрополита Владимира. На время болезни она находилась в управлении коллегии из трех человек, но решением Синода коллегиальное управление упразднялось и кафедра передавалась в единоличное правление сторонника Москвы, настоятеля Киево-Печерской лавры митрополита Павла (Лебедя). Митрополит Владимир ответил на действия Синода жестко: "Спасибо Священному синоду за предоставленную нам помощь в управлении Киевской епархией. Оставляю за собой право быть управляющим Киевской кафедрой", - приводит "Огонек" слова превоиерарха УПЦ МП.

На внеочередном заседании Священного Синода 21 февраля наблюдатели усмотрели твердую руку патриарха Кирилла. Заседание закончилось изгнанием "неверных" и победой "московской" партии. Оставался вопрос, подпишет митрополит Владимир решения Синода или нет. И еще один - просочится ли об этом хоть какая-то информация, заключали авторы статьи в "Огоньке".