В Стамбуле, в помещении Французского института анатолийских исследований состоялся международный симпозиум "Современный ислам на Кавказе". Как сообщил редакции сайта "Мир религий" его участник, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин, он был посвящен, главным образом, анализу социально-политической роли ислама в Азербайджане и республиках Северного Кавказа, рассматривалось также влияние Турции на процесс мусульманского возрождения на Кавказе.
Профессор Гейдельбергского университетата Рауль Мотика подробно рассказал о том, как соотносится в Азербайджане национальная идентичность и ислам. Нариман Касим-оглу, переводчик Корана на азербайджанский язык и активист Народного Фронта, проанализировал в своем докладе взаимоотношения между государством и исламом в Азербайджане. По его мнению, азербайджанская государственность имеет светский характер, в чем-то даже более выраженный, чем в Турции, но в то же время государство стремится контролировать деятельность Духовного управления мусульман Азербайджана. Вместе с тем в республике действуют отдельные мусульманские общины, сохраняющие автономию и самостоятельность, например, "ваххабистская" община мечети Абу-Бекра в Баку во главе с молодым и активным имамом Гаметом Сулеймановым.
Сотрудница Культурного центра при посольстве Франции в Баку Фредерика-Жанна Бессон выступила с сообщением "Турецкое влияние на Кавказе", основанным на азербайджанском материале и посвященном преимущественно религиозным аспектам этого влияния.
Ряд докладов симпозиума был посвящен исламу на Северном Кавказе. Французская исследовательница Фредерика Лонге-Маркс (университет Каена) подробно рассказала о стремительном переходе в Дагестане и Чечне от управляемого ислама советского времени к бурному мусульманскому возрождению в 1990-е годы. В ее докладе было наглядно показано, как происходила постепенная политизация ислама в Чечне в ходе войны 1994-96 годов.
В докладе Михаила Рощина "Суфизм и фундаментализм в Дагестане и Чечне" были проанализированы черты сходства и отличия суфийской практики в этих двух республиках. В докладе отмечалось, что линия духовной преемственности Накшбандийского суфийского братства от духовных наставников знаменитого имама Шамиля через дагестанского шейха Абдурахмана Согратлинского и его наследников ведет к современному турецкому шейху Мухаммеду Назиму Киприотскому, последователи которого появились в Дагестане, Чечне и Карачаево-Черкесии.
Касаясь фундаментализма, называемого в Дагестане и Чечне "ваххабизмом", Михаил Рощин рассказал о событиях в Дагестане в августе-сентябре 1999 года, которые в республике были восприняты как агрессия экстремистских кругов Чечни.
Известный мусульманский богослов из Анкары, представитель турецкого управления по делам религий Абдулькадир Сезгин, некоторое время работавший в Баку, выступил с докладом "Ваххабизм на Кавказе". По его мнению, на Кавказе сегодня представлены три направления в исламе: шиизм, традиционный суннитский ислам, пронизанный суфизмом, и так называемый "ваххабизм", сторонники которого сами себя называют "салафитами", т.е. теми, кто стремится вернуться к мусульманским истокам.