Глава синодального Отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Димитрий Смирнов считает, что у идеи возрождения в России военного духовенства сегодня нет политических оппонентов.
"Если какая-то партия захочет себя окончательно похоронить, она должна будет выступить против Церкви. Ведь сегодня в России 80% населения исповедуют православие", - заявил отец Димитрий в пятницу в Москве на "круглом столе" по проблеме военного духовенства.
По его оценке, сегодня в России политических партий, выступающих против военного духовенства, нет, "даже КПРФ открыто поддерживает многие инициативы церкви".
"Но тайных противников достаточно много. Это обычно представители отжившей марксистской религии и представители иных конфессий, внешне заявляющие о поддержке Русской православной церкви, но тайно ей противодействующие", - отметил священник.
Он подчеркнул, что "поскольку они действуют тайно, то и мы не будем обнародовать их фамилии", однако при этом Церковь "все про них (оппонентов института военного духовенства) знает и пытается их деятельность как-нибудь нейтрализовать".
В то же время, по словам священника, традиционно в России "мусульмане с особым почтением относились к военному духовенству, и никакого антагонизма не было".
Отец Димитрий сказал, что "мы переживаем исторический момент". "Этот вопрос настолько назрел, что проект такого закона рождается в государственных структурах", - пояснил он.
Между тем патриарх Московский и всея Руси Алексий II считает, что духовенство в армии не может выполнять функции полицейских. Священники в армии должны заниматься воспитанием, а не борьбой с неуставными отношениями. Об этом он заявил в ходе 10-го Всемирного Русского Народного Собора.
"Когда возник вопрос о том, чтобы законодательно допустить священнослужителей в армию, я сказал, что мы не можем брать на себя функции армейских полицейских и хватать за руку тех, кто занимается "дедовщиной". Присутствие священников в армии имеет воспитательное значение", - сказал Алексий II. По его словам, опыт показывает, что беседы со священниками, в частности на флоте, удерживают людей от самоубийств.
Патриарх подчеркнул, вместе с тем, что вопрос о введении института военных капелланов был инициирован не Русской Православной Церковью. "И если такое решение будет принято, то нам потребуется время, чтобы подготовить кадры", - отметил Патриарх.
В свою очередь, Совет муфтиев РФ раскритиковал законопроект о военных священниках. "Совет муфтиев России, руководствуясь интересами общества, считает противоречащим Основному закону РФ введение штатных "военных священников", возложения на религиозных деятелей не свойственных им функций и полномочий", - говорилось в заявлении Совета.
"Попытка грубого "продавливания" введения института священников в армии чревата тяжелейшими последствиями для судеб поликонфессиональной по своему составу российской армии, общества в целом", - сказано в заявлении. "Нашу тревогу, - отмечают авторы документа, - разделяют все, кроме РПЦ, представители религиозных направлений, в том числе христианские".
Напомним, законопроект о военном духовенстве находится на рассмотрении в Госдуме. Инициатива разработки данного закона принадлежала Главной военной прокуратуре.
Проект ГВП предполагает встраивание церкви в армейскую структуру – полковым священникам по представлению главы военного ведомства планируется присваивать звания старших офицеров, а их помощникам – звания сержантов. Согласно законопроекту, кандидатуры на должность начальника управления (главного военного священника России) смогут предлагать руководители традиционных религиозных конфессий, но утверждать главу управления будет министр обороны РФ. Главному военному священнику по представлению министра обороны может быть присвоено генеральское звание. Финансирование полковых священников, согласно проекту, планируется разделить между Минобороны и религиозными организациями.
Появление в армии духовенства должно, по мнению авторов проекта, "укрепить армейскую дисциплину, повысить уровень патриотизма в войсках, а также решить проблему армейской дедовщины".
Противники закона, в свою очередь, напоминают, что введение священников в штат вооруженных сил противоречит Конституции, и опасаются, что священники в войсках лишь спровоцируют межрелигиозную рознь. В частности, первый заместитель председателя комитета по обороне Госдумы Алексей Сигуткин напомнил, что Россия - многоконфессиональное государство. "Церковь в России отделена от государства. Так как армия - это часть государства, то, думаю, введение института полковых священников потребует изменения Конституции", - ранее заявил он.
До сих пор представители церкви работали в армии исключительно на общественных началах - по статистике Русской православной церкви, сегодня в войсках находится порядка 2 тысяч священников. По прогнозам РПЦ, армии необходимо порядка 5 тысяч капелланов. При этом деятельность военных священников будет сугубо церковной. Они смогут проводить богослужения, религиозные обряды и церемонии в частях, но не смогут вмешиваться в ход военной подготовки и несение воинской службы.