Раздел мира по религиозно-цивилизационному принципу окажет крайне негативное воздействие на стабильность межгосударственных и внутригосударственных отношений, убежден Евгений Примаков
Архив NEWSru.com

Ход развития событий в XXI веке во многом зависит от того, удастся ли не допустить нового раздела мира

Этот тезис содержится в статье профессионального арабиста, академика Евгения Примакова в сегодняшнем номере "Известий", сообщает ИТАР-ТАСС.

Статьей Примакова газета продолжает серию публикаций, посвященных "исламской угрозе", начатую после терактов 11 сентября 2001 в США.

"Что касается России, - пишет автор, - то на ее территории мусульманство имеет многовековую историю, в ходе которой регионы с компактным мусульманским населением либо добровольно присоединялись, либо были присоединены. Ныне в едином российском государстве проживает около двадцати миллионов мусульман. Совершенно ясно, что разделение мира по цивилизационно-религиозному принципу нанесло бы серьезный удар по российскому федерализму". Как подчеркивает Примаков, "сама перспектива такого раздела, движение в этом направлении создадут благоприятные условия для роста сепаратизма - одной из наиболее опасных болезней современности".

Создание новых государств в современных условиях, отмечает автор, возможно лишь при достижении "двустороннего согласия на это - и выделяющейся и остающейся в рамках данного государства части населения. Если такое согласие не достигается, единственный путь решения национального вопроса - автономия в рамках сохраняющего свое единство государства. Такая автономия должна дать самоопределяющейся национальной или этнической группе самые широкие права в экономической, политической, культурной областях".

Раздел мира по религиозно-цивилизационному принципу окажет крайне негативное воздействие на стабильность межгосударственных и внутригосударственных отношений, констатирует автор. При этом "затруднится становление и развитие мировой цивилизации, способной вобрать в себя все лучшие черты различных цивилизаций сегодняшнего мира", считает Евгений Примаков.

Евгений Примаков категорически не согласен с утверждением, что корни исламского экстремизма заложены в Коране

"Интерфакс", приводя дальнейшие тезисы статьи Евгения Примакова, отмечает, что автор категорически не согласен с мнением, будто корни исламского экстремизма заложены в Коране.

"Экстремизм зародился в лоне ислама не как результат естественного его развития, а в ходе возникновения и деятельности ряда исламских сект. Некоторые из них защищают ценности, далекие от традиционного ислама, а их приверженцы, рьяно подчеркивающие свою к ним принадлежность, не ведают об этом", - пишет Е. Примаков.

В качестве примера он приводит ваххабизм, приверженцы которого, основываясь только на Коране и сунне, отрицают даже культ пророка, и на этом основании в XVIII веке осквернили могилу Мухаммеда . "Знают ли историю и суть ваххабизма его доморощенные последователи в Чечне и Дагестане?" - спрашивает в этой связи Е. Примаков.

Он пояснил, что исламские экстремисты зачастую прибегают к одностороннему восприятию Корана, хотя отдельные фразы, выхваченные из него, "навряд ли могут служить характеристикой всего религиозного направления". "Тем более что в Коране наряду с изречениями, которые могут интерпретироваться как призывы к насилию, в обилии содержатся призывы к миру, терпению", - добавил Е. Примаков.

В этой связи он привел два положения, которые встречаются в контексте Корана и в составленных известным мусульманским богословом Кудури "Постановлениях Мухаммеданского права относительно войны с неверными".

Первое - призыв в случае применения силы против противников ислама не причинять вреда мирному населению - женщинам, детям, беспомощным старикам. "Неприлично мусульманам нарушать клятву, употреблять хитрость, уродовать людей, убивать женщин, стариков дряхлых, детей, слепых, хромых, если никто из них не будет участвовать в войне своими советами или если женщина не будет царицей", - сказано в "Постановлениях".

Второе положение в контексте Корана, пишет Е. Примаков, отрицает право мусульман на самоубийство.

Экс-премьер также указал на разницу между исламским фундаментализмом и исламским экстремизмом. "Первый, как и любой другой религиозный фундаментализм, ратует за традиционное воспитание, соблюдение религиозных традиций в быту. Второй ставит своей целью распространение - силой, в том числе и на другие страны - исламской модели государства, исламских правил поведения в обществе и в семье", - отметил Е. Примаков.